blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Русская версия Прозрение как образ спасения во Христе
Прозрение как образ спасения во Христе PDF Печать E-mail

 

Проповедь ректора Николо-Угрешской духовной семинарии игумена Иоанна на Евангельское чтение об исцелении иерихонского слепца (Недели 31 по Пятидесятницы) произнесенная 26.01.2020.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Священное Писание говорит нам: "Мы знаем, что Сын Божий пришёл и даровал нам свет и разум" (1Ин.5,20). Праздник Богоявления Господня, который продолжается в эти дни, посвящен откровению Божественного Света. Сегодняшнее Воскресение называется "Неделя по Просвещении". Древнее название Богоявления - праздник Света. И вот этот Божественный Свет есть образ нашего спасения. Спасение - не только искупление нас от грехов, проклятия, смерти, не только усыновление Богу, но и то прозрение, которое даёт Господь человеку, и поэтому сегодняшнее Евангельское чтение об исцелении Иерихонского слепца имеет большое значение для нашей духовной жизни, спасения и прозрения.

Евангелист Лука рассказывает о том, что некий слепец сидел при пути, по которому шествовал Господь со Своими учениками, через древний город Иерихон. Спаситель был окружён большой толпой народа. Узнав о том, что идёт Господь, слепой начал кричать: "Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!". Многие, из окружающих, стали ему мешать, говорили, чтобы он замолчал. Видимо, этот вопль был им неприятен. А может быть, они тем самым указывали слепцу, что у него не было шансов подойти к Господу, вокруг Которого было большое скопление людей. Но в этот момент слепец проявил необыкновенную решимость и настойчиво продолжал кричать, продолжал просить о помощи и, видимо, уступая этим крикам, толпа стала расступаться, он получил возможность подойти к Спасителю, и Тот задал ему вопрос: "Что ты хочешь?". Может показаться, этот вопрос не имел значения, ведь ясно чего хотел слепец от Христа. Многие больные искали получить от него исцеление. Но то, что произошло вслед за исцелением слепца, показало, что он хотел не только возвращения зрения, а просил, чтобы Господь проявил Своё участие в его жизни, чтобы его жизнь преобразилась. Потому что вслед за тем как он получил исцеление, он тотчас пошёл по пути, вслед за Господом. Таким образом, сбылось то, о чём говорил Господь: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы»(Ин.9,39). И этот человек доказал свою веру тем, что встал на путь Господень и пошёл за Христом, сделавшись Его учеником.

Мы тоже, дорогие братья и сестры, призываемся молиться о духовном просвещении, и часто в наши уста святая Церковь влагает молитвы о том, чтобы мы увидели этот Божественный Свет, чтобы Божественная благодать просветила мысленные очи нашего сердца, чтобы наши сердца очистились от греховной нечистоты. Потому что грех ослепляет око души. Человек в греховном состоянии, теряет смысл жизни. Он начинает блуждать во тьме, разменивает путь Христов на какие-то окольные пути, которые ведут его к погибели, лишая полноценной жизни, радости и вечного спасения. Поэтому для того, чтобы достичь пребывания с Богом, спасения, прежде всего необходимо познать свою собственную греховную слепоту и пожелать прозрения. А ведь многие считают, что им нет в этом нужды, что они всё в жизни ясно понимают, сознают тот путь, которым им нужно идти в жизни и не имеют нужды в просвещении от Господа. Но человек, который так думает заблуждается. Исполненный гордыни, он не понимает того, что даже малый грех лишает Божественной благодати, а вместе с ней и правильного взгляда на жизнь, помрачает наши духовные очи. И если в нашей жизни есть место греху, а это в самом деле так, в той или иной мере мы все рабы греха, слепота присутствует в нашей жизни. Вот почему эта молитва навсегда актуальна, всегда человеку необходима. И, отходя ко сну, каждый день мы молимся: "Просвети очи мои, Христе Боже, да никогда усну в смерть, да никогда речет враг мой: укрепихся на него". Всегда присутствует опасность уклониться от истинного пути Божия.

Также, Евангельский пример наглядно демонстрирует, что человек, который проявил решимость вступить путь Божий, захотел духовно прозреть, обрести спасение встречает на этом пути многие препятствия. Иерихонскому слепцу в принципе было сложно куда-то пойти. Поэтому основным занятием этого человека было то, что он сидел и, видимо, просил милостыню. А здесь он предпринял отчаянный шаг: он пошёл, чтобы пробиться через толпу и достичь Спасителя. Это происходит и в жизни нашей. Для современного человека в особенности сложно достичь прозрения, потому что в повседневности нас окружает огромное море лжи. Оно изливается через средства массовой информации, через средства псевдокультуры, а то и из откровенно сатанинских источников. Они намеренно стремятся человека увлечь в сторону противоположную спасительному евангельскому пути. В недавнем прошлом в нашей стране массово насаждалось безбожие, официальная идеология стремилась отторгнуть людей от их духовных корней, объявить религию вымыслом, а деятельность Церкви - эксплуатацией трудового класса. Те же самые лозунги вновь раздаются в наши дни. Активная атеистическая пропаганда и воинствующий либерализм, называют религиозный взгляд на жизнь ущербным и вредным. Объявляют его неактуальным, устаревшим жизненным принципом. Таким образом, разрушаются семьи, люди лишаются своих духовных корней и возможности духовного прозрения. Всё это подобно тому, как Иерихонскому слепцу толпа мешала достичь Господа. Так и нам сатана мешает на нашем пути веры и духовной жизни через своих последователей, которые окружают нас. Но и в нашей собственной душе многое является внутренним препятствием на пути ко спасению. Это и наша лень, и гордыня, различные греховные страсти. Они говорят: «Оставь свой подвиг! Не нужно тебе утруждать себя, не нужно идти вслед за Христом! Есть и другие варианты жизни, когда можно жить более сытно, спокойно и комфортно». Но всё это те широкие врата, которые ведут в погибель. А наша христианская задача идти узким путём, который ведёт в Царство Божие. Этим то путём как раз и шёл ко Господу слепец, и он, будучи слепым, как говорит один проповедник, для нас является поводырём в Царство Божие, потому что мы, как правило, считаем себя зрячими, не имеющими нужды духовном прозрении. А на самом деле эта потребность является наиболее необходимым средством нашего спасения.

Исцеление слепцом обретается на пути Христовом, на той дороге, по которой Господь идёт со Своими учениками. А какая эта дорога? Как говорит об этом пути Господь наш Иисус Христос? «Если кто хочет идти за Мной, возьми крест свой и следуй за Мной». Этим путём исповедания Христа, путём сложным, крестным и отправился слепец вслед за Спасителем. И нам тоже заповедан этот путь.

Дорогие братья и сестры, испросим у Господа духовного прозрения, исцеления, чтобы Божественный Свет коснулся нашего сердца, просветил его, чтобы мы укрепились на пути следования за Христом, Его крестном пути, ведущим в Царство Божие. Аминь.