«Каждый христианин – храм Божий» Печать

 

Проповедь преподавателя священника Сергия Шилова на Литургии в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сердечно вас поздравляю с великим двунадесятым праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Праздник, который сегодня всех нас собрал в этот храм, стоит как бы по середине между двумя Заветами: Ветхим и Новым. И этот праздник как нельзя лучше иллюстрирует знаменитое высказывание блаженного Августина: Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий в Новом открывается.
Центром духовной жизни народа Божия в Ветхом Завете был храм – сначала переносная скиния, затем постоянный храм, воздвигнутый царём Соломоном, который был зримым свидетельством присутствия Божия в своём народе и местом встречи Бога и людей. И вот, на заре Нового Завета миру был явлен новый Храм. Храм, в котором Бог обитал телесно. Храм, через который Господь решил сойти на землю и воплотиться для нашего спасения. Этим храмом явилась Пречистая Божия Матерь, и сегодняшний праздник приоткрывает перед нами великую Тайну спасения человеческого рода, которая, по словам Церковных песнопений, непостижима даже Ангельским силам.
Пресвятая Дева является в храме Божьем для того, чтобы явить в Себе воплощение ветхозаветных пророчеств. Конечно же, ветхозаветный храм не мог вместить в полноте Божество, он был только знаком, символом, святым местом, где присутствие Божие ощущалось максимально широко и глубоко, а Пресвятая Богородица смогла вместить в себя полноту Божества телесно, как говорит об этом святой Апостол Павел в послании к Колоссянам (Кол. 2, 9). Ибо мы веруем, что Пресвятая Дева зачала и родила для нашего спасения Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа.
В Новом Завете Господь открывает нам великую истину о том, насколько высоко предназначение каждого человека. Господь в беседе с Самарянкой сказал, что отныне не на горе храмовой, где стоял храм Соломонов, но на всяком месте верные люди будут поклоняться Богу в духе и истине. Сам человек должен настолько посвятить себя служению Богу, что он становится храмом, о чём говорит Апостол Павел в послании к Коринфянам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). И действительно, на каждой Божественной Литургии, причащаясь Святых Христовых Тайн, мы теснейшим, непостижимым образом соединяемся со Христом и принимаем в себя Божество, становимся со Христом единокровниками и сотелесниками.
Как мы знаем, в Ветхом Завете, для того, чтобы посетить храм Божий люди тщательно готовились: соблюдали пост, совершали молитвенное правило, творили благие дела, и всё это для того, чтобы достойно приготовить себя для встречи с Богом. Единственным местом на земле для этой встречи был тогда этот Иерусалимский Храм. Теперь же в Новом Завете мы также встречаемся с Богом, встречаемся в молитве, в Таинствах Церкви, и самое главное, встречаемся в Таинстве Святой Евхаристии. В этот праздничный день и во все дни нашей жизни давайте будем помнить слова Апостола Павла, что мы – храм Божий, и Дух Божий живёт в нас.
Дух Божий не может жить в таком храме, который не готов к встрече с Ним, Он не может жить в храме не убранном, не приведённом в чистоту, порядок, в том храме, где живут какие-то человеческие пороки и страсти, и поэтому наша христианская духовная жизнь должна быть постоянным очищением собственной души, приготовлением к встрече со Христом. И когда мы готовимся к Таинству Святого Причащения, в молитвах перед Святым Причащением мы неоднократно исповедуем своё недостоинство, несовершенство, но и вместе с тем великую милость Божию, по которой мы сподобляемся становиться храмами Божества.
Помоги нам, Господи, в нелёгком жизненном пути христианского доброделания, чтобы молитвами Пречистой Матери мы в нашей земной жизни, насколько это в наших силах, являли эту истину, запечатлённую Апостолом Павлом, что все мы призваны становиться храмами Божьими живыми, нерукотворёнными, чтобы Дух Святой обитал в нас, и чтобы через это мы сподобились достигнуть Царства Небесного и просиять в нём со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь