Концепция магистратуры Печать

 

Концепция

магистратуры Николо-Угрешской духовной семинарии

по направлениям (кафедрам)

«БОГОСЛОВИЕ» и «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ»

Целью представляемой концепции магистратуры Николо-Угрешской духовной семинарии является подготовка специалистов-теологов в области православного богословия и истории Русской Православной Церкви, обладающих специальными знаниями в различных аспектах православного научного богословия и истории Русской Церкви. Знания и навыки данных специалистов по выходе из магистратуры могут быть востребованы как в области фундаментальных научно-богословских и церковно-исторических исследований, так и в практической деятельности: преподавании в духовных учебных заведениях (на уровне бакалавриата), административной деятельности, церковно-проповеднической, миссионерской и катехизаторской деятельности.

Магистерская программа реализуется в двух направлениях:

1) Богословие;

2) История Русской Церкви.

Первое направление представляет собой, с одной стороны, углубление в базовые богословские науки — догматику, сравнительное богословие, патрологию, нравственное богословие, аскетику; с другой стороны, разработку совершенно новых спецкурсов, таких как библейское богословие, история богословской терминологии, история и актуальные проблемы восточно-христианской богословской мысли, актуальные проблемы русского богословия. Особое внимание в рамках этого направления уделяется традиции русского богословия, которое, с одной стороны, всегда было включено в контекст мирового христианского богословия, с другой, имело свои уникальные особенности, требующие пристального изучения.

Второе направление охватывает все периоды церковной истории в России, от древнего до новейшего. Изучение истории Русской Церкви в отечественном духовном образовании всегда рассматривалось как одно из главнейших направлений. С одной стороны, это направление тесно связано с учением о Церкви, экклесиологией, с другой, — со всем комплексом исторических наук, что обуславливает методологическую специфику истории Русской Церкви. В связи с этим в магистерскую программу данного направления включены как специальные богословские, так и исторические курсы: актуальные проблемы российской истории, актуальные вопросы современных исследований церковной истории, историческая текстология, русская церковная полемика, история русской церковной литературы, русская агиография и агиология, история российской государственности, история российской церковности, история старообрядческого раскола, история расколов и еретических движений на Руси и в современной России, история русского духовного образования, история и особенности русского миссионерства, история Автономных Церквей в составе Русской Православной Церкви, история и особенности русского богослужения с Крещения Руси до XVII столетия и многое другое.

Реализация программы магистратуры Николо-Угрешской духовной семинарии подразумевает творческую работу магистранта по индивидуальному плану, который помимо традиционных форм аудиторных занятий включает интерактивные занятия, спецкурсы и спецсеминары. Уделяется внимание работе магистрантов в библиотеках и архивах, как отечественных, так и зарубежных. Полноценная подготовка магистранта требует также активного участия в научных мероприятиях (конференциях, научных семинарах, исследовательских кружках, летних школах и т.д.) Каждый магистрант включается в научные исследования под руководством опытных специалистов.

Специалисты, привлекаемые семинарией к работе в магистратуре, имеют опыт научной работы в Московской духовной академии, Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете, Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова, Институте российской истории РАН, Российской государственной библиотеке и других церковных и государственных научных центрах. Намечается сотрудничество с некоторыми из них, в результате которого магистранты получат возможность участвовать в их проектах, непосредственно перенимая исследовательские навыки и получая опыт работы в научном коллективе.

Итогом реализации магистерской программы является защита диссертации, отвечающей требованиям научности, актуальности и новизны, и готовность магистранта к самостоятельной научной, преподавательской и практической деятельности.