Программа вступительного испытания Печать

 

Программа вступительного испытания профессиональной направленности Николо-Угрешской Духовной семинарии «Догматическое богословие».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вступительное испытание по Догматическому богословию проводится в устной форме.

Цель испытания – качественный отбор абитуриентов, направленный на выявление знаний и способностей, необходимых для профессиональной подготовки будущих пастырей Церкви и православных богословов, имеющих навыки научной работы.

Основные задачи испытания:

1) определить уровень знания и понимания Догматического богословия;

2) обнаружить у абитуриента умение формулировать основные положения догматических концепций;

3) определить понимание абитуриентом связи между Догматическим богословием и смежными дисциплинами.

Абитуриентам необходимо показать комплексное владение основными знаниями в области Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Вступительное испытание «Догматическое богословие» оценивается по 25-балльной шкале, минимально в 15 баллов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

1. При ознакомлении с экзаменационными билетами необходимо достичь всестороннего понимания каждого вопроса.

2. С учетом того, что освоение вероучения Церкви – это процесс, сопряженный со значительными трудностями, подготовку к испытанию по Догматическому богословию необходимо начинать заблаговременно, освоив при этом основные пособия для подготовки к испытанию.

3. При этом всегда нужно помнить: Догматическое богословие – это не абстрактное и отвлеченное учение, а основа христианской жизни.

Структура экзамена

1. Для сдачи экзамена по Догматическому богословию абитуриенту будет предложено 22 экзаменационных билета, в каждом из которых содержится 3 вопроса.

2. Экзаменационные билеты будут находится в аудитории для проведения испытания.

3. Абитуриент берет билет и в течение не более 15-ти минут готовится к экзамену.

Билеты для вступительных экзаменов
в магистратуру Николо-Угрешской духовной семинарии
по дисциплине Догматическое богословие

Билет № 1

1. Понятие о догматах.

2. Естественное и сверхъестественное откровение.

3. Богословское значение терминов «воля» и «энергия».

Билет № 2

1. Сотериологическое значение христианских догматов. Взаимосвязь вероучения и духовной жизни.

2. Тайна Боговоплощения. Содержание христологического догмата.

3. Понятие «кожаные ризы».

Билет № 3

1. Догматы и богословские мнения.

2. Православное учение о богопознании. Различие в Боге сущности и энергий.

3. Ересь Нестория и ответ на нее Церкви.

Билет № 4

1. Понятие о Священном Предании.

2. Основные этапы исторического развития православной христологии.

3. Ересь монофизитства и ответ на нее Церкви.

Билет № 5

1. Участие лиц Пресвятой Троицы в деле спасения человека.

2. Апофатический и катафатический методы богословия.

3. Источники догматического учения Православной Церкви.

Билет № 6

1. Догмат о Пресвятой Троице: общие положения.

2. Ересь монофелитства и ответ на нее Церкви.

3. Божественная вечность и творение мира во времени.

Билет № 7

1. Краткая история догмата о Пресвятой Троице.

2. Этапы сотворения мира.

3. Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек.

Билет № 8

1. Единосущие лиц Пресвятой Троицы.

2. Христианское учение о творении Богом мира «из ничего».

3. Ересь Аполлинария Лаодикийского и ответ на нее Церкви.

Билет № 9

1. Свойства Божии: единство, неизменяемось, вечность, вездесущие, всемогущество.

2. Сверхъестественный образ рождения Иисуса Христа.

3. Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире.

Билет № 11

1. Учение о двух природах, двух волях и двух энергиях в Иисусе Христе.

2. Понятие о Промысле Божием.

2. Ересь иконоборчества и ответ на нее Церкви.

Билет № 12

1. Понятие об ангелах. Небесная иерархия.

2. Орос IV Вселенского Собора: богословский анализ.

3. Ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы.

Билет № 13

1. Взаимопроникновение свойств в Иисусе Христе.

2. Православная антропология: общие положения.

3. Обожение человеческой природы в Иисусе Христе.

Билет № 14

1. Образ и подобие Божии в человеке.

2. Единое нераздельное поклонение Господу Иисусу Христу.

3. Обожение человека и всего тварного мира.

Билет № 15

1. Грехопадение Адама и его последствия.

2. Вопрос о первородном грехе.

3. Вопрос о состоянии человеческой природы Господа Иисуса Христа.

Билет № 16

1. Понятие «неукоризненные страсти». Афтартодокетизм.

2. Антитринитарные ереси: краткий обзор.

3. Понятие об Искуплении.

Билет № 17

1. Римско-католическое учение о filioque и православные возражения против него.

2. Библейские и святоотеческие образы искупления.

3. Православное учение о падших духах.

Билет № 18

1. Вопрос о первозданном состоянии человеческой природы.

2. Сотериологическое значение учения о двух волях в Иисусе Христе.

3. Божественное промышление о человеке после грехопадения.

Билет № 19

1. Таинства Церкви: общие положения.

2. Соотношение Промысла Божия и свободы разумных созданий.

3. Вопрос о количестве таинств.

Билет № 20

1. Святой Дух как Освятитель тварного мира.

2. Догмат иконопочитания.

3. Православное учение о божественной благодати.

Билет № 21

1. Свойства Церкви: единство, святость.

2. Взаимодействие благодати и свободной воли человека в деле спасения. Понятие «синергия».

3. Соотношение естественного и ветхозаветного законов.

Билет № 22

1. Православное учение о Божией Матери.

2. Вопрос о происхождении душ.

3. Кафоличность и апостольство Церкви.

Критерии оценивания

25 баллов ставится за полный, развернутый, логически обоснованный ответ с систематизированными, глубокими и полными знаниями по всем поставленным вопросам в объеме предложенной программы, а также по вопросам смежных областей, безупречное использование соответствующей терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать точные и обоснованные выводы, полное и глубокое усвоение основной литературы, умение ориентироваться в материале и давать ему самостоятельную оценку, владение методом комплексного анализа в обсуждении поставленного вопроса и его эффективное использование, выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации.

24 баллов ставится за полный, развернутый ответ с систематизированными, глубокими и полными знаниями по всем поставленным вопросам в объеме предложенной программы, точное использование соответствующей терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать точные и обоснованные выводы, усвоение основной литературы, умение ориентироваться в материале и давать ему самостоятельную оценку, владение методом комплексного анализа в обсуждении поставленного вопроса и его эффективное использование, способность самостоятельно и творчески рассуждать на поставленные вопросы.

23 баллов ставится за ответ с систематизированными, глубокими и полными знаниями по всем поставленным вопросам в объеме предложенной программы, использование соответствующей терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы, усвоение основной литературы, умение ориентироваться в материале и давать ему самостоятельную оценку, владение методом комплексного анализа в обсуждении поставленного вопроса.

22 баллов ставится за ответ с систематизированными, глубокими и полными знаниями по всей предложенной программе, использование необходимой терминологии, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы, усвоение основной литературы, умение ориентироваться в материале и давать ему самостоятельную оценку.

21 баллов ставится за ответ с достаточно полными и систематизированными знаниями, использование необходимой терминологии, умение делать обоснованные выводы, усвоение основной литературы, умение ориентироваться в материале.

20 баллов ставится за ответ с достаточными знаниями, логически правильное изложение, умение делать выводы, способность самостоятельно рассуждать на предложенные вопросы.

19 баллов ставится за ответ с знаниями в целом достаточными, усвоение основной литературы, умение ориентироваться в основных вопросах, но слабое владение проблематикой.

18 баллов ставится за ответ в недостаточно полном объеме, знание части рекомендованной к ответу литературы, слабое владение проблематикой.

17 баллов ставится за ответ с частичным знанием, с частичной компетентностью в предложенной тематике, неумение ориентироваться в основных вопросах.

16 баллов ставится за ответ с частичным знанием, некомпетентность в предложенной тематике, неумение ориентироваться в основных вопросах.

15 баллов ставится за ответ с фрагментарными знаниями, наличие в ответе грубых ошибок, низкий интеллектуальный уровень.

14 баллов (неудовлетворительно) ставится за отсутствие знаний в ответе или отказ от ответа.

 

Пособия для подготовки

1. Алипий (Кастальский), архим,, Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие (курс лекций). Сергиев Посад, 1994.

2. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 326-348.

3. Давыденков Олег, иерей. Афтартодокетизм // Православная энциклопедия. Т. IV. М. 2002. С. 193-194.

4. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2013.

5. Зайцев А.А. Границы Церкви // Православная энциклопедия. Т. XII. М. 2006. С. 265-283.

6. Иванов М.С. Благодать // Православная энциклопедия. Т. V. М. 2002. С. 302-313.

7. Иванов М.С. Богопознание // Православная энциклопедия. Т. V. М. 2002. С. 476-486.

8. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008.

9. Иоанн Дамаскин, преп. Источник знания. М. 2002.

10. Иоанн Дамаскин, преп. Три слова в защиту иконопочитания. СПб. 2001.

11. Козлов М., прот., Леонов В., иерей, Пилипенко Е.А., Тихомиров Б.А. Искупление // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М. 2011. С. 281-312.

12. Шмалий Владимир, прот. Бог // Православная энциклопедия. Т. V. М. 2002. С. 387-433.