Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Магистратура Программа вступительного испытания
Программа вступительного испытания PDF Печать E-mail

 

Программа вступительного испытания профессиональной направленности Николо-Угрешской Духовной семинарии «Догматическое богословие».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вступительное испытание по Догматическому богословию проводится в устной форме.

Цель испытания – качественный отбор абитуриентов, направленный на выявление знаний и способностей, необходимых для профессиональной подготовки будущих пастырей Церкви и православных богословов, имеющих навыки научной работы.

Основные задачи испытания:

1) определить уровень знания и понимания Догматического богословия;

2) обнаружить у абитуриента умение формулировать основные положения догматических концепций;

3) определить понимание абитуриентом связи между Догматическим богословием и смежными дисциплинами.

Абитуриентам необходимо показать комплексное владение основными знаниями в области Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Вступительное испытание «Догматическое богословие» оценивается по 25-балльной шкале, минимально в 15 баллов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

1. При ознакомлении с экзаменационными билетами необходимо достичь всестороннего понимания каждого вопроса.

2. С учетом того, что освоение вероучения Церкви – это процесс, сопряженный со значительными трудностями, подготовку к испытанию по Догматическому богословию необходимо начинать заблаговременно, освоив при этом основные пособия для подготовки к испытанию.

3. При этом всегда нужно помнить: Догматическое богословие – это не абстрактное и отвлеченное учение, а основа христианской жизни.

Структура экзамена

1. Для сдачи экзамена по Догматическому богословию абитуриенту будет предложено 22 экзаменационных билета, в каждом из которых содержится 3 вопроса.

2. Экзаменационные билеты будут находится в аудитории для проведения испытания.

3. Абитуриент берет билет и в течение не более 15-ти минут готовится к экзамену.

Билеты для вступительных экзаменов
в магистратуру Николо-Угрешской духовной семинарии
по дисциплине Догматическое богословие

Билет № 1

1. Понятие о догматах.

2. Естественное и сверхъестественное откровение.

3. Богословское значение терминов «воля» и «энергия».

Билет № 2

1. Сотериологическое значение христианских догматов. Взаимосвязь вероучения и духовной жизни.

2. Тайна Боговоплощения. Содержание христологического догмата.

3. Понятие «кожаные ризы».

Билет № 3

1. Догматы и богословские мнения.

2. Православное учение о богопознании. Различие в Боге сущности и энергий.

3. Ересь Нестория и ответ на нее Церкви.

Билет № 4

1. Понятие о Священном Предании.

2. Основные этапы исторического развития православной христологии.

3. Ересь монофизитства и ответ на нее Церкви.

Билет № 5

1. Участие лиц Пресвятой Троицы в деле спасения человека.

2. Апофатический и катафатический методы богословия.

3. Источники догматического учения Православной Церкви.

Билет № 6

1. Догмат о Пресвятой Троице: общие положения.

2. Ересь монофелитства и ответ на нее Церкви.

3. Божественная вечность и творение мира во времени.

Билет № 7

1. Краткая история догмата о Пресвятой Троице.

2. Этапы сотворения мира.

3. Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек.

Билет № 8

1. Единосущие лиц Пресвятой Троицы.

2. Христианское учение о творении Богом мира «из ничего».

3. Ересь Аполлинария Лаодикийского и ответ на нее Церкви.

Билет № 9

1. Свойства Божии: единство, неизменяемось, вечность, вездесущие, всемогущество.

2. Сверхъестественный образ рождения Иисуса Христа.

3. Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире.

Билет № 11

1. Учение о двух природах, двух волях и двух энергиях в Иисусе Христе.

2. Понятие о Промысле Божием.

2. Ересь иконоборчества и ответ на нее Церкви.

Билет № 12

1. Понятие об ангелах. Небесная иерархия.

2. Орос IV Вселенского Собора: богословский анализ.

3. Ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы.

Билет № 13

1. Взаимопроникновение свойств в Иисусе Христе.

2. Православная антропология: общие положения.

3. Обожение человеческой природы в Иисусе Христе.

Билет № 14

1. Образ и подобие Божии в человеке.

2. Единое нераздельное поклонение Господу Иисусу Христу.

3. Обожение человека и всего тварного мира.

Билет № 15

1. Грехопадение Адама и его последствия.

2. Вопрос о первородном грехе.

3. Вопрос о состоянии человеческой природы Господа Иисуса Христа.

Билет № 16

1. Понятие «неукоризненные страсти». Афтартодокетизм.

2. Антитринитарные ереси: краткий обзор.

3. Понятие об Искуплении.

Билет № 17

1. Римско-католическое учение о filioque и православные возражения против него.

2. Библейские и святоотеческие образы искупления.

3. Православное учение о падших духах.

Билет № 18

1. Вопрос о первозданном состоянии человеческой природы.

2. Сотериологическое значение учения о двух волях в Иисусе Христе.

3. Божественное промышление о человеке после грехопадения.

Билет № 19

1. Таинства Церкви: общие положения.

2. Соотношение Промысла Божия и свободы разумных созданий.

3. Вопрос о количестве таинств.

Билет № 20

1. Святой Дух как Освятитель тварного мира.

2. Догмат иконопочитания.

3. Православное учение о божественной благодати.

Билет № 21

1. Свойства Церкви: единство, святость.

2. Взаимодействие благодати и свободной воли человека в деле спасения. Понятие «синергия».

3. Соотношение естественного и ветхозаветного законов.

Билет № 22

1. Православное учение о Божией Матери.

2. Вопрос о происхождении душ.

3. Кафоличность и апостольство Церкви.

Критерии оценивания

25 баллов ставится за полный, развернутый, логически обоснованный ответ с систематизированными, глубокими и полными знаниями по всем поставленным вопросам в объеме предложенной программы, а также по вопросам смежных областей, безупречное использование соответствующей терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать точные и обоснованные выводы, полное и глубокое усвоение основной литературы, умение ориентироваться в материале и давать ему самостоятельную оценку, владение методом комплексного анализа в обсуждении поставленного вопроса и его эффективное использование, выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации.

24 баллов ставится за полный, развернутый ответ с систематизированными, глубокими и полными знаниями по всем поставленным вопросам в объеме предложенной программы, точное использование соответствующей терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать точные и обоснованные выводы, усвоение основной литературы, умение ориентироваться в материале и давать ему самостоятельную оценку, владение методом комплексного анализа в обсуждении поставленного вопроса и его эффективное использование, способность самостоятельно и творчески рассуждать на поставленные вопросы.

23 баллов ставится за ответ с систематизированными, глубокими и полными знаниями по всем поставленным вопросам в объеме предложенной программы, использование соответствующей терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы, усвоение основной литературы, умение ориентироваться в материале и давать ему самостоятельную оценку, владение методом комплексного анализа в обсуждении поставленного вопроса.

22 баллов ставится за ответ с систематизированными, глубокими и полными знаниями по всей предложенной программе, использование необходимой терминологии, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы, усвоение основной литературы, умение ориентироваться в материале и давать ему самостоятельную оценку.

21 баллов ставится за ответ с достаточно полными и систематизированными знаниями, использование необходимой терминологии, умение делать обоснованные выводы, усвоение основной литературы, умение ориентироваться в материале.

20 баллов ставится за ответ с достаточными знаниями, логически правильное изложение, умение делать выводы, способность самостоятельно рассуждать на предложенные вопросы.

19 баллов ставится за ответ с знаниями в целом достаточными, усвоение основной литературы, умение ориентироваться в основных вопросах, но слабое владение проблематикой.

18 баллов ставится за ответ в недостаточно полном объеме, знание части рекомендованной к ответу литературы, слабое владение проблематикой.

17 баллов ставится за ответ с частичным знанием, с частичной компетентностью в предложенной тематике, неумение ориентироваться в основных вопросах.

16 баллов ставится за ответ с частичным знанием, некомпетентность в предложенной тематике, неумение ориентироваться в основных вопросах.

15 баллов ставится за ответ с фрагментарными знаниями, наличие в ответе грубых ошибок, низкий интеллектуальный уровень.

14 баллов (неудовлетворительно) ставится за отсутствие знаний в ответе или отказ от ответа.

 

Пособия для подготовки

1. Алипий (Кастальский), архим,, Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие (курс лекций). Сергиев Посад, 1994.

2. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 326-348.

3. Давыденков Олег, иерей. Афтартодокетизм // Православная энциклопедия. Т. IV. М. 2002. С. 193-194.

4. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2013.

5. Зайцев А.А. Границы Церкви // Православная энциклопедия. Т. XII. М. 2006. С. 265-283.

6. Иванов М.С. Благодать // Православная энциклопедия. Т. V. М. 2002. С. 302-313.

7. Иванов М.С. Богопознание // Православная энциклопедия. Т. V. М. 2002. С. 476-486.

8. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008.

9. Иоанн Дамаскин, преп. Источник знания. М. 2002.

10. Иоанн Дамаскин, преп. Три слова в защиту иконопочитания. СПб. 2001.

11. Козлов М., прот., Леонов В., иерей, Пилипенко Е.А., Тихомиров Б.А. Искупление // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М. 2011. С. 281-312.

12. Шмалий Владимир, прот. Бог // Православная энциклопедия. Т. V. М. 2002. С. 387-433.