blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная
В гостях у семинарии – протоиерей Анатолий Волгин PDF Печать E-mail
30.11.2015 00:00

 

29 ноября 2015 года в семинарии состоялась лекция по церковному искусству, на тему: «Канон в православной иконографии», которую провел протоиерей Анатолий Волгин, настоятель храма преподобного Амвросия Оптинского в г. Кувшиново Тверской епархии, председатель епархиального суда.

Фото Видео

Накануне прот. Анатолий возглавил Всенощное бдение в семинарском храме в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Ему сослужили ректор семинарии игумен Иоанн и духовенство духовной школы. В воскресенье за Божественной Литургией прот. Анатолий произнес глубокую, объясняющую суть Воскресного Евангелия, проповедь.

На лекции-презентации «Канон в православной иконографии» присутствовали преподаватели и студенты духовной школы, слушатели курсов «Сокровенный мир Православия», прихожане. Отец Анатолий представил историю формирования иконописного канона. «Корни канона уходят в глубокую древность. Христианство возникло не на пустом месте и во многом было обусловлено уже существовавшими языковыми формами», – отметил лектор.

Прот. Анатолий изложил существовавшую иконописную традицию, не зафиксированную документально. Он разъяснил и привел примеры типов изображения различных чинов святых, мужчин, женщин, детей; отметил, что Церковь и по сей день использует изображения, восходящие к языческой традиции, наполнив заимствованные образы православным смыслом. Так, например, изображение корабля стало олицетворением Церкви; элементы образа бога Гермеса используются в иконографии «Добрый Пастырь» Господа нашего Иисуса Христа; на иконе «Крещение Спасителя» в нижней части изображается полуобнаженный старик – олицетворение реки Иордан, а также русалка, влекомая драконом, – древний символ моря. Эти персонификации являлись в античном искусстве олицетворениями водных стихий. Лектор поведал и о претерпевших изменение изображениях восточных ландшафтов с экзотической растительностью и богатым животным миром, которые под кистью христианского художника приобрели аскетичный пустынный характер с несколькими строгими деревьями и скупым растительным миром.

Отличительной чертой христианства является уникальный, отсутствовавший как в политеистической, так и в монотеистической традиции образ Богочеловека – это изображение строго регламентировано твердой схемой лика Христа Спасителя. Его лик взят за основу изображения ликов угодников Божиих.

Существует несколько видов изображений частей тела: глаз, ушей, носа, рук ног; наибольшее разнообразие встречается в изображениях бороды.

Прот. Анатолий отметил особый микромир, в котором размещены предметы на иконе: неглубокое пространство, причудливая архитектура, пейзаж с условными деревцами, который не убегает от зрителя, но обращен к его сердцу. На иконе отсутствует источник света, не изображаются тени, нет линии горизонта, нет понятия о земном шаре. Все предметы изображаются выпуклыми, потому что есть свои представления о формах. На иконе редко выявляется текучесть времени, т.к. икона обращена в вечность. Так, на иконе «Тайная Вечеря» среди прочих апостолов изображен апостол Павел, который исторически не был участником установления Величайшего Таинства.

На иконах не принято оставлять упоминания об авторе, потому что иконописец – скорее исполнитель, а не автор. Он не измышляет иконографию, а пользуется традицией.

«В общем, – завершил лекцию о. Анатолий, – к церковному искусству нельзя подходить с мерками светских художеств». Прот. Анатолий выразил глубокое удовлетворение внимательным отношением к лекции собравшихся.

Ректор семинарии иг. Иоанн поблагодарил лектора за прекрасную встречу и выразил желание продолжить подобные лекции.