Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная
В гостях у семинарии – протоиерей Анатолий Волгин PDF Печать E-mail
30.11.2015 00:00

 

29 ноября 2015 года в семинарии состоялась лекция по церковному искусству, на тему: «Канон в православной иконографии», которую провел протоиерей Анатолий Волгин, настоятель храма преподобного Амвросия Оптинского в г. Кувшиново Тверской епархии, председатель епархиального суда.

Фото Видео

Накануне прот. Анатолий возглавил Всенощное бдение в семинарском храме в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Ему сослужили ректор семинарии игумен Иоанн и духовенство духовной школы. В воскресенье за Божественной Литургией прот. Анатолий произнес глубокую, объясняющую суть Воскресного Евангелия, проповедь.

На лекции-презентации «Канон в православной иконографии» присутствовали преподаватели и студенты духовной школы, слушатели курсов «Сокровенный мир Православия», прихожане. Отец Анатолий представил историю формирования иконописного канона. «Корни канона уходят в глубокую древность. Христианство возникло не на пустом месте и во многом было обусловлено уже существовавшими языковыми формами», – отметил лектор.

Прот. Анатолий изложил существовавшую иконописную традицию, не зафиксированную документально. Он разъяснил и привел примеры типов изображения различных чинов святых, мужчин, женщин, детей; отметил, что Церковь и по сей день использует изображения, восходящие к языческой традиции, наполнив заимствованные образы православным смыслом. Так, например, изображение корабля стало олицетворением Церкви; элементы образа бога Гермеса используются в иконографии «Добрый Пастырь» Господа нашего Иисуса Христа; на иконе «Крещение Спасителя» в нижней части изображается полуобнаженный старик – олицетворение реки Иордан, а также русалка, влекомая драконом, – древний символ моря. Эти персонификации являлись в античном искусстве олицетворениями водных стихий. Лектор поведал и о претерпевших изменение изображениях восточных ландшафтов с экзотической растительностью и богатым животным миром, которые под кистью христианского художника приобрели аскетичный пустынный характер с несколькими строгими деревьями и скупым растительным миром.

Отличительной чертой христианства является уникальный, отсутствовавший как в политеистической, так и в монотеистической традиции образ Богочеловека – это изображение строго регламентировано твердой схемой лика Христа Спасителя. Его лик взят за основу изображения ликов угодников Божиих.

Существует несколько видов изображений частей тела: глаз, ушей, носа, рук ног; наибольшее разнообразие встречается в изображениях бороды.

Прот. Анатолий отметил особый микромир, в котором размещены предметы на иконе: неглубокое пространство, причудливая архитектура, пейзаж с условными деревцами, который не убегает от зрителя, но обращен к его сердцу. На иконе отсутствует источник света, не изображаются тени, нет линии горизонта, нет понятия о земном шаре. Все предметы изображаются выпуклыми, потому что есть свои представления о формах. На иконе редко выявляется текучесть времени, т.к. икона обращена в вечность. Так, на иконе «Тайная Вечеря» среди прочих апостолов изображен апостол Павел, который исторически не был участником установления Величайшего Таинства.

На иконах не принято оставлять упоминания об авторе, потому что иконописец – скорее исполнитель, а не автор. Он не измышляет иконографию, а пользуется традицией.

«В общем, – завершил лекцию о. Анатолий, – к церковному искусству нельзя подходить с мерками светских художеств». Прот. Анатолий выразил глубокое удовлетворение внимательным отношением к лекции собравшихся.

Ректор семинарии иг. Иоанн поблагодарил лектора за прекрасную встречу и выразил желание продолжить подобные лекции.