Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Русская версия Научно-методический семинар «Культура чтения в современной России»
Научно-методический семинар «Культура чтения в современной России» PDF Печать E-mail
30.03.2017 10:00

 

29 марта 2017 года на древней Угрешской земле в подмосковном городе Дзержинском состоялся научно-методический семинар «Культура чтения в современной России: коммуникативный и акмеологический аспекты».

Видео

 

Начало мероприятию было положено в Центральной городской библиотеке города Дзержинского, где гости познакомились с уникальным опытом работы дзержинцев в библиотечном деле.

Организаторами семинара выступили Ассоциация педагогов Московской области «Учителя русского языка и литературы», президентом которой является к.ф.н. Шмелёва А.В., и Ассоциация  библиотечных работников Московской области, президент Горшкова И.Б. Стоит отметить, что Ассоциация «Учителя Подмосковья» была создана и развивается на базе Московского государственного областного университета.

Пленарное заседание научно-методического семинара состоялось в актовом зале лицея №6 «Парус», где собралось более 250 учителей русского языка и литературы, библиотекарей из разных уголков Подмосковья.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился глава муниципального образования «Городской округ Дзержинский» Панаморенко Виталий Михайлович, ректор Николо-Угрешской православной духовной семинарии игумен Иоанн. В своем выступлении игумен Иоанн в частности отметил:

"Русская культура последнего тысячелетия – это письменная культура. Так было не всегда, и в дохристианской Руси огромное значение имела устная передача знаний от учителя к ученику. Но с принятием христианства, в основе которого лежит Священная Книга (Библия в переводе значит "книги"), развивается письменная культура, которая на Руси формировалась в русле кирилло-мефодиевской традиции. Просветители славян создали не только азбуку, но и книжно-письменный богослужебный (литургический) язык по образцу греческого языка – цельный историко-культурный феномен, с лексико-фразеологическим фондом, нормированным синтаксисом, фонетикой, морфологией. Как говорил А.С. Пушкин, греческий язык даровал славянскому «законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени».

С тех пор книги – столпы русской культуры. Пожалуй, лучшие строки о значении книги написаны на заре русской истории. «Ибо великая польза бывает от учения книжного. Книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах – неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они – узда воздержанию», — это слова автора Повести временных лет.

Из этих вдохновенных строк мы видим, что в то время книга имела исключительно сакральный, религиозный характер. Соответственной была и культура чтения, подготовка к нему, отношение к книге. Готовясь к чтению или слушанию книги, надо было помолиться Богу, чтобы отверзлись “очи сердечные” и чтобы исполнять прочитанное в своей жизни.

В нынешнем секулярном обществе, зачастую, роль книги и культура чтения иные.

Педагогический терминологический словарь определяет культуру чтения как «комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью  библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование т.п.), бережно обращаться с произведениями печати». (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2005. С. 70)

Это определение охватывает сугубо технологические моменты, которые, конечно, не бесполезны и даже необходимы для успешного усвоения образовательной программы. В нашей системе православного образования в православных средних школах и высших духовных учебных заведениях (в частности в нашей семинарии) мы прививаем обучающимся навык пользования библиографическими каталогами, и восприятию и анализу текста, и другим приемам работы с литературой. Но наши студенты в храме и на молитве имеют возможность общаться и с сакральной книгой, Священным Писанием. Они приучаются к исполнению прочитанного, у них больше поводов хотя бы иногда вспоминать о том отношении к книге, которое было сформулировано тысячу лет назад и которое, по сути, и составляет подлинную культуру книги и чтения." 

Почётный гость научно-методического семинара Лидия Николаевна Антонова, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, президент Ассоциации «Учителя Подмосковья», Заслуженный учитель РФ, в своём выступлении отметила, что «именно чтение делает человека по-настоящему свободной личностью, способной самостоятельно мыслить, анализировать информацию, владеть достижениями мировой культуры…».

Свое приветственное слово также передал ректор Московского государственного областного университета Павел Николаевич Хроменков, который отметил, что «пока человек читает, он растет интеллектуально…».

На семинаре с рядом докладов выступили:

Воителева Татьяна Михайловна, д.п.н., профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы МГОУ, с докладом «Речевая деятельность в формировании ценностных ориентаций при обучении русскому языку и литературе»,

Леденёва Валентина Васильевна, д.ф.н., профессор кафедры современного русского языка МГОУ, с докладом «О пользе орфографического чтения»,

Алпатова Татьяна Александровна, д.ф.н., профессор кафедры русской классической литературы МГОУ, с докладом «Проблемы культуры чтения и цифровые технологии в современном образовании»,

и многие другие учителя-словесники и работники библиотечного дела Московской области.