blind

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Русская версия Детский ансамбль «Колокол» покорил сердца знаменным распевом
Детский ансамбль «Колокол» покорил сердца знаменным распевом PDF Печать E-mail

____29 мая 2012 г. Николо-Угрешскую духовную семинарию посетил ансамбль «Колокол» православной общеобразовательной школы имени преподобного Сергия Радонежского Патриаршего Подворья храма Живоначальной Троицы в Свиблово (Москва).

____Ансамбль «Колокол» – не простой детский хоровой коллектив, его особенность заключается в том, что он исполняет древние знаменные песнопения. Руководит этим коллективом педагог Лариса Павловна Богданова, которая уже вырастила не одно поколение регентов, певцов и просто хороших людей, приносящих благо Церкви и обществу. Благодаря трудам и стараниям Ларисы Павловны в разных образовательных учреждениях и приходах с начала 90-х годов постоянно действует, включая все новые поколения москвичей, уникальный детско-юношеский ансамбль, сохраняющий духовное наследие наших предков.

____Вот уже много лет с Ларисой Павловной лично знаком и.о. секретаря Ученого совета семинарии Алексей Юрьевич Соловьев. Двадцать лет тому назад он, работая в Департаменте образования города Москвы, искал именно детские коллективы, занимающиеся знаменным распевом: в то время в столице оказался только один такой коллектив – детский хор «Колокол», организатором и руководителем которого и была Л.П. Богданова. Каждое выступление «Колокола» на различных семинарах и мероприятиях оставалось надолго в памяти слушателей, убеждало учителей, чиновников, деятелей искусства, что знаменный распев – действительно уникальное явление нашей культуры!

____Приятно, что паломничеством к святыням именно Николо-Угрешской обители и посещением духовной школы на Угреше воспитанники ансамбля завершили свой очередной учебный год. Студент выпускного курса семинарии, опытный и умелый экскурсовод Евгений Ильницкий, познакомил гостей – учащихся 3-7 классов и педагогов – со святынями и достопримечательностями монастыря, поведал об интересных фактах из истории святого места. Рассказ вызвал у школьников воодушевление и радостные впечатления.

____Придя в семинарию, юные гости наполнили коридоры веселыми и жизнерадостными детскими голосами, ставшими еще ярче после вкусного угощения в семинарской трапезной. Какие удивительно живые и светлые глаза были у этих совсем еще юных школьников! Глядя на них, мы не удержались от соблазна расспросить их, ребята тоже были очень рады пообщаться с семинаристами. На вопрос о том, нравится ли им заниматься с Ларисой Павловной, ответ был единодушный: даже очень, очень нравится!

– А чем же вам так нравится? – поинтересовались мы.

– Лариса Павловна очень добрая. Она всегда нам дарит вкусные гостинцы! И никогда не бывает строгой… разве только очень редко, когда мы не слушаемся, – дружно и радостно отвечали дети.

____И самым главным подтверждением искренности этих слов были глаза юных воспитанников – они отдавали истинно христианской радостью жизни, в которой первым чувством является чувство благодарности Творцу!

____Мы думали, что собрать этих веселых и шумных школьников, оживленных разнообразными впечатлениями и приближением каникул, будет весьма непросто. Но первые же минуты репетиции перед выступлением опровергли наши предположения. Надо было видеть, с каким вниманием относились дети к указаниям педагога! Выдержка, собранность, спокойствие, которые неизменно читались на лице Ларисы Павловны, передавались детям. Это было удивительное и даже со стороны заметное взаимопонимание. Все происходило спокойно, даже умиротворенно, но было ясно, что это было настоящее творчество. Точные и тихие замечания исходили от руководителя с такой выдержкой и любовью, что, казалось, дети им даже рады. Легкий и чрезвычайно уместный юмор не рассеивал, но собирал внимание детей.

____На семинарской сцене ансамбль «Колокол» выглядел уверенным и собранным. Слушатели – семинаристы и педагоги города – стремились услышать тончайшие оттенки песнопения. Под умелым руководством Ларисы Павловны дети пели гармонично и проникновенно, и казалось невозможным для человеческого сердца остаться безответным. Представленные Пасхальные песнопения поразили своей умиротворенностью и выразительностью, при минимуме человеческого самовыражения – во всем чувствовалась тихая радость молитвенного созерцания и благодарности Богу. Ответная программа семинарского хора включала народную песню и церковные песнопения. Стройное пение семинаристов порадовало гостей. Это был настоящий духовный праздник!

____Мы задали Ларисе Павловне несколько вопросов:

– Хоровым пением с детскими коллективами Вы занимаетесь около двадцати лет. За это время через Вас прошло не одно поколение. Чувствуется ли между ними разница?

– Мне трудно говорить о разнице между поколениями; скорее, каждый коллектив имеет свою душу, свой характер. Дети всегда остаются детьми. Нельзя сказать, что когда-то дети были лучше или хуже, чем сегодня. Очень большое значение имеет то, что я работаю с воцерковленными детьми – это позволяет сохранять традиции воспитания, определяет взаимосвязи поколений, духовный уровень подрастающего человека.

– Ансамбль – это всегда коллектив. Как Вам удается достигать сплоченности?

– Сплоченность коллектива во многом зависит от руководителя. Детей, прежде всего, нужно любить, их не обманешь, они сразу чувствуют отношение к ним. Конечно, должна быть определенная, умеренная, строгость, ведь дети легко расслабляются. Всегда надо держать руку на пульсе и не допускать рассеянности в работе. Очень большое значение в сплочении коллектива имеет знаменный распев. Он предполагает единство, соработничество, в котором должна быть максимальная собранность всех участников хора.

– Как дети относятся к знаменному распеву, ведь он кажется таким сложным и строгим, вовсе недетским?

– Как раз наоборот! Детям этот распев очень нравится. В моей практике был интересный случай. После исполнения пасхального песнопения «Христос Воскресе» знаменным и партесным распевами, я спросила пятилетнего Даниила, какой напев ему больше понравился; он, даже не думая, сразу ответил: знаменный! И действительно, знаменный распев дается детям очень легко. В нем нет надуманности, он очень естественный, замечательно отображает ритм сердечной молитвы. А у детей души чистые, поэтому они тянутся к знаменному распеву.

– А что Вы можете сказать о значении пения в ансамбле в дальнейших судьбах Ваших воспитанников?

– Некоторые из воспитанников непосредственно связали свою жизнь с церковным пением – стали регентами, поют в хоре. Но и для тех, кто не пошел этой дорогой, думаю, участие в нашем ансамбле не прошло даром: они получили духовное воспитание. Это – как семя: могут забыться слова, ноты, но особый духовный настрой, приобщение к высокой традиции – обязательно откладываются в сердце, живят его, зовут к родным истокам.

____Своими мыслями о значении знаменного распева в духовной песенной культуре, в общественной молитве и литургическом творчестве Церкви поделился регент семинарского хора студент 4 курса семинарии Павел Карташев:

– Особенность знаменного распева заключается в том, что он не отделим от текста молитвы, поэтому он более сообразен слову. Это, собственно, есть та же молитва, но в другой звуковой форме. Знаменный распев лучше всего настраивает на молитвенное предстояние пред Господом, он созерцателен по своему характеру, более личностен в плане сердечных чувств.

– А есть ли у этого распева недостатки?

– К сдерживающим его распространение факторам можно отнести своеобразность, глубину и созерцательность, что для многих, не достигших определенного духовного уровня, делает распев мало понятным. В этом контексте можно отметить и значительную продолжительность молитвословий, исполняемых знаменным распевом.

____Мы искренне надеемся, что детский ансамбль «Колокол», руководимый опытным и умелым педагогом Л.П. Богдановой, будет успешно продолжать творческую деятельность, внося неоценимый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и духовных традиций. Желаем всем воспитанникам и педагогам помощи Божией в их благих начинаниях!

Роман Савчук