Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Русская версия Детский ансамбль «Колокол» покорил сердца знаменным распевом
Детский ансамбль «Колокол» покорил сердца знаменным распевом PDF Печать E-mail

____29 мая 2012 г. Николо-Угрешскую духовную семинарию посетил ансамбль «Колокол» православной общеобразовательной школы имени преподобного Сергия Радонежского Патриаршего Подворья храма Живоначальной Троицы в Свиблово (Москва).

____Ансамбль «Колокол» – не простой детский хоровой коллектив, его особенность заключается в том, что он исполняет древние знаменные песнопения. Руководит этим коллективом педагог Лариса Павловна Богданова, которая уже вырастила не одно поколение регентов, певцов и просто хороших людей, приносящих благо Церкви и обществу. Благодаря трудам и стараниям Ларисы Павловны в разных образовательных учреждениях и приходах с начала 90-х годов постоянно действует, включая все новые поколения москвичей, уникальный детско-юношеский ансамбль, сохраняющий духовное наследие наших предков.

____Вот уже много лет с Ларисой Павловной лично знаком и.о. секретаря Ученого совета семинарии Алексей Юрьевич Соловьев. Двадцать лет тому назад он, работая в Департаменте образования города Москвы, искал именно детские коллективы, занимающиеся знаменным распевом: в то время в столице оказался только один такой коллектив – детский хор «Колокол», организатором и руководителем которого и была Л.П. Богданова. Каждое выступление «Колокола» на различных семинарах и мероприятиях оставалось надолго в памяти слушателей, убеждало учителей, чиновников, деятелей искусства, что знаменный распев – действительно уникальное явление нашей культуры!

____Приятно, что паломничеством к святыням именно Николо-Угрешской обители и посещением духовной школы на Угреше воспитанники ансамбля завершили свой очередной учебный год. Студент выпускного курса семинарии, опытный и умелый экскурсовод Евгений Ильницкий, познакомил гостей – учащихся 3-7 классов и педагогов – со святынями и достопримечательностями монастыря, поведал об интересных фактах из истории святого места. Рассказ вызвал у школьников воодушевление и радостные впечатления.

____Придя в семинарию, юные гости наполнили коридоры веселыми и жизнерадостными детскими голосами, ставшими еще ярче после вкусного угощения в семинарской трапезной. Какие удивительно живые и светлые глаза были у этих совсем еще юных школьников! Глядя на них, мы не удержались от соблазна расспросить их, ребята тоже были очень рады пообщаться с семинаристами. На вопрос о том, нравится ли им заниматься с Ларисой Павловной, ответ был единодушный: даже очень, очень нравится!

– А чем же вам так нравится? – поинтересовались мы.

– Лариса Павловна очень добрая. Она всегда нам дарит вкусные гостинцы! И никогда не бывает строгой… разве только очень редко, когда мы не слушаемся, – дружно и радостно отвечали дети.

____И самым главным подтверждением искренности этих слов были глаза юных воспитанников – они отдавали истинно христианской радостью жизни, в которой первым чувством является чувство благодарности Творцу!

____Мы думали, что собрать этих веселых и шумных школьников, оживленных разнообразными впечатлениями и приближением каникул, будет весьма непросто. Но первые же минуты репетиции перед выступлением опровергли наши предположения. Надо было видеть, с каким вниманием относились дети к указаниям педагога! Выдержка, собранность, спокойствие, которые неизменно читались на лице Ларисы Павловны, передавались детям. Это было удивительное и даже со стороны заметное взаимопонимание. Все происходило спокойно, даже умиротворенно, но было ясно, что это было настоящее творчество. Точные и тихие замечания исходили от руководителя с такой выдержкой и любовью, что, казалось, дети им даже рады. Легкий и чрезвычайно уместный юмор не рассеивал, но собирал внимание детей.

____На семинарской сцене ансамбль «Колокол» выглядел уверенным и собранным. Слушатели – семинаристы и педагоги города – стремились услышать тончайшие оттенки песнопения. Под умелым руководством Ларисы Павловны дети пели гармонично и проникновенно, и казалось невозможным для человеческого сердца остаться безответным. Представленные Пасхальные песнопения поразили своей умиротворенностью и выразительностью, при минимуме человеческого самовыражения – во всем чувствовалась тихая радость молитвенного созерцания и благодарности Богу. Ответная программа семинарского хора включала народную песню и церковные песнопения. Стройное пение семинаристов порадовало гостей. Это был настоящий духовный праздник!

____Мы задали Ларисе Павловне несколько вопросов:

– Хоровым пением с детскими коллективами Вы занимаетесь около двадцати лет. За это время через Вас прошло не одно поколение. Чувствуется ли между ними разница?

– Мне трудно говорить о разнице между поколениями; скорее, каждый коллектив имеет свою душу, свой характер. Дети всегда остаются детьми. Нельзя сказать, что когда-то дети были лучше или хуже, чем сегодня. Очень большое значение имеет то, что я работаю с воцерковленными детьми – это позволяет сохранять традиции воспитания, определяет взаимосвязи поколений, духовный уровень подрастающего человека.

– Ансамбль – это всегда коллектив. Как Вам удается достигать сплоченности?

– Сплоченность коллектива во многом зависит от руководителя. Детей, прежде всего, нужно любить, их не обманешь, они сразу чувствуют отношение к ним. Конечно, должна быть определенная, умеренная, строгость, ведь дети легко расслабляются. Всегда надо держать руку на пульсе и не допускать рассеянности в работе. Очень большое значение в сплочении коллектива имеет знаменный распев. Он предполагает единство, соработничество, в котором должна быть максимальная собранность всех участников хора.

– Как дети относятся к знаменному распеву, ведь он кажется таким сложным и строгим, вовсе недетским?

– Как раз наоборот! Детям этот распев очень нравится. В моей практике был интересный случай. После исполнения пасхального песнопения «Христос Воскресе» знаменным и партесным распевами, я спросила пятилетнего Даниила, какой напев ему больше понравился; он, даже не думая, сразу ответил: знаменный! И действительно, знаменный распев дается детям очень легко. В нем нет надуманности, он очень естественный, замечательно отображает ритм сердечной молитвы. А у детей души чистые, поэтому они тянутся к знаменному распеву.

– А что Вы можете сказать о значении пения в ансамбле в дальнейших судьбах Ваших воспитанников?

– Некоторые из воспитанников непосредственно связали свою жизнь с церковным пением – стали регентами, поют в хоре. Но и для тех, кто не пошел этой дорогой, думаю, участие в нашем ансамбле не прошло даром: они получили духовное воспитание. Это – как семя: могут забыться слова, ноты, но особый духовный настрой, приобщение к высокой традиции – обязательно откладываются в сердце, живят его, зовут к родным истокам.

____Своими мыслями о значении знаменного распева в духовной песенной культуре, в общественной молитве и литургическом творчестве Церкви поделился регент семинарского хора студент 4 курса семинарии Павел Карташев:

– Особенность знаменного распева заключается в том, что он не отделим от текста молитвы, поэтому он более сообразен слову. Это, собственно, есть та же молитва, но в другой звуковой форме. Знаменный распев лучше всего настраивает на молитвенное предстояние пред Господом, он созерцателен по своему характеру, более личностен в плане сердечных чувств.

– А есть ли у этого распева недостатки?

– К сдерживающим его распространение факторам можно отнести своеобразность, глубину и созерцательность, что для многих, не достигших определенного духовного уровня, делает распев мало понятным. В этом контексте можно отметить и значительную продолжительность молитвословий, исполняемых знаменным распевом.

____Мы искренне надеемся, что детский ансамбль «Колокол», руководимый опытным и умелым педагогом Л.П. Богдановой, будет успешно продолжать творческую деятельность, внося неоценимый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и духовных традиций. Желаем всем воспитанникам и педагогам помощи Божией в их благих начинаниях!

Роман Савчук