Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Публицистика Отчет студента 3 курса Аксенова Дмитрия о прохождении практики тюремного служения
Отчет студента 3 курса Аксенова Дмитрия о прохождении практики тюремного служения PDF Печать E-mail

СИЗО № 2 г. Москвы, Бутырский следственный изолятор, или всем известная «Бутырка» – ведет свою историю со времен Екатерины II, а точнее с 1771 года, когда казарма Бутырского гусарского полка была переоборудована под тюрьму. Впоследствии, в период с 1780 по 1790 годы, деревянный острог был перестроен по чертежам Михаила Казакова в каменный тюремный замок с храмом на его территории.

За истекший исторический период, как тюремный замок, так и храм претерпели большое количество изменений, которые, как в зеркале, отражали особенности пережитых ими политических периодов и режимов. В этом смысле судьба архитектурного сооружения во многом перекликается и похожа на судьбы людей, там находившихся и находящихся.

Подготовка к первому визиту в Бутырскую тюрьму вызвала в моей душе сильное волнение и переживания. С одной стороны, я готовился к посещению «мест лишения свободы», где искупают свою вину осужденные. С другой стороны, мне представлялась необыкновенная и редкая возможность посетить храм Покрова Пресвятой Богородицы, древнейший из сохранившихся тюремных храмовых зданий Москвы и в тоже время преклонить свои колени в месте заключения Новомученников и Исповедников Российских.

Сегодня, в начале XXI века, Бутово и Бутырка принадлежат к местам, дорогим для сердца каждого православного человека: ведь там совершалось видимое только Богу стояние в вере тех, кто теперь взирает на нас с икон. Почти все они погибли, и, если судить по-земному, потерпели поражение. Но у Бога другой суд, и их лепты стали основой возрождения Церкви в наше время. И мы, их потомки, можем ходить в храмы, молиться Богу и святым, исповедоваться и причащаться, восходить по ступеням духовной жизни, потому что в своих суровых застенках они не предали веру.

Двойственность переживаний меня не обманула.

Посещение Бутырской тюрьмы было запланированным мероприятием. В рамках программы развития миссионерской деятельности нашей семинарии в тюремных заведениях требовалось обсудить планы развития работы библейского кружка, вот уже несколько лет успешно функционирующего в СИЗО № 2.

Тюрьма встретила меня колючей проволокой, лаем собак, темными прокуренными коридорами и камерами. Четыре стены для жизни, строгий порядок, крики надзирателей произвели очень тяжелое, даже гнетущее впечатление. Трудно себе представить жизнь человека в подобных условиях даже в течение одной недели, а ведь здесьсуществуют месяц, полгода, год, иногда еще дольше. А иные отбывают пожизненное заключение.  Здесь, «за решеткой», понимаешь, насколько дороги время, свобода. Побывав там, по-другому стараешься относиться к близким и родным людям.

Готовясь к первому визиту в тюрьму, я много размышлял о людях, которых там встречу. Почему-то все время мне представлялся их взгляд, который, как мне казалось, должен был быть холодным и безразличным. Однако уже первая встреча с этими людьми открыла другое: в их глазах отражалось не меньше человечности, чем в глазах моих друзей, близких или знакомых. «Обычные люди», – с удивлением и неожиданно для самого себя подумал я.

В человеческом представлении тюрьма – это сосредоточение «зла», которое насильно оградили от мира, чтобы оно не повредило миру. Но основу этого «зла» составляют люди, хотя и совершившие большую ошибку, а может быть, и вовсе бесчеловечный поступок, чуждый законам любви, да и просто государственному закону. Но все-таки это люди. Вероятно, узнать истинную причину совершенных ими противоправных действий мы не сможем, но глядя в их глаза, понимаешь, что они, как никто другой, нуждаются в помощи и милосердии на их трудном пути возвращения к честной жизни.

Немалую помощь в этом им оказывает наличие тюремного храма и работа библейского кружка, который возглавляет священник Андрей Кожевников. Библейский кружок посещают осужденные из хозяйственного отряда. Из ста человек приходят около двадцати. Стремление этих людей к Слову Божию и их интерес к изучению Евангелия – удивительны. Разбор текстов Священного Писания всегда происходит очень оживленно, вопросы отличаются глубиной и некоторыми особенностями, ведь в их жизни есть опыт, который отсутствует в жизни обычных людей. Поведение осужденных в храме и на библейской беседе порой вызывает искренне уважение и может быть с успехом поставлено в пример иным христианам как пример истинного рвения и духовного горения в изучении Слова Божия. Некоторые из осужденных, посещая библейский кружок, отказывают себе в отдыхе после ночного трудового наряда: полноценному отдыху предпочитают посещение храма и приходят на занятия кружка, которое чаще всего довольно продолжительно, а ведь им опять заступать на ночное дежурство.

Не забуду вопрос о предательстве Иуды. Был задан простой и, кажется, ясный вопрос: почему Иуда решил предать Спасителя? Но слово «предательство», прозвучавшее из уст заключенных, было настолько весомым и рельефным, настолько сильно обнажало всю низость и неприглядность поступка Иуды, что вряд ли тот же вопрос, прозвучавший из других уст, смог бы вызвать во мне такие переживания. Я серьезно задумался – ведь даже по-человечески, какой гнусный факт – предать того, кто тебя считал своим, делился с тобой самым сокровенным, не скрывал от тебя своих тайн. И через все это прошел Христос ради нас, ради каждого конкретного человека, в том числе ради моих собеседников, которые и сами преступили закон, т.е. имеют опыт предательства.

Слово Божие арестантам Бутырской тюрьмы несут священнослужители: настоятель Покровского храма прот. Константин Кобелев, прот. Андрей Кожевников, прот. Иоанн Власов, прот. Иоанн Зарецкий, прот. Алексей Пеньков, прот. Иоанн Сирота, иерей Анатолий Купалкин. Я проникся чувством глубокого уважения к о. Константину. Его умение во всем и в каждом видеть добрую основу и огромное стремление развить ее является примером истинного христианского служения. С 2013 года студенты Николо-Угрешской православной духовной семинарии проходят практику тюремного служения. В 2014 году выпускник семинарии иерей Иоанн Новиков защитил дипломную работу по тюремному служению. А с ноября 2014 года посильную помощь о. Андрею Кожевникову в проведении библейского кружка оказывают студенты семинарии.

Встреча с протоиереем Константином Кобелевым, настоятелем Покровского храма, укрепила меня в мысли о необычности этого места. Настоятель рассказал о святых Новомученниках которые ожидали смертного приговора в этой тюрьме. Особенность местоположения, отсутствие мирской суеты, годы молитвенного служения, наложили особый отпечаток на атмосферу храма. Здесь чувствуется истинная, благоговейная молитвенная строгость. Множество писаных икон святых Новомучеников – бывших арестантов «Бутырки», расположенных по стенам храма с правой и с левой стороны, напоминают храм святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово.

Безусловно, миссионерская деятельность в тюремных заведениях необходима, ведь для кого-то это – единственная возможность стать лучше и добрее. И наша задача – помочь им.

По окончании мероприятия мы встретились со второй группой миссионеров и поделились своими впечатлениями. Оказалось их немало. В заключение, как и перед началом проповеди, мы совершили совместную молитву и разошлись, будем надеяться, что под хорошим впечатлением.