Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Дипломные работы Учение святителя Иоанна Златоуста о пастырстве
Учение святителя Иоанна Златоуста о пастырстве PDF Печать E-mail

Воронко Павел
Научный руководитель - иерей Андрей Овчинников, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии

2003 год



Автореферат

____«Христианство является богоустановленной религией. Для того чтобы люди достигали Царствия Небесного и духовного совершенствования, Господь посылает в наш грешный мир особых богоизбранных людей - пастырей Церкви. В каждом поколении мы можем наблюдать это явление» (Овчинников А., свящ. Пастырская деятельность протоиерея Валентина Амфитеатрова. - Сергиев Посад, 2000 - с.З). На всём протяжении нашей церковной истории мы видим, что Церковь всегда нуждалась в пастырях, а особенно в таковых, которые бы своим словом и живым примером несли слово Божие и не давали повода для осуждающих Церковь. Милостью Божией истинных пастырей довольно много в нашей Церкви. Христос, предостерегая своих верных учеников от лжепастырей, говорил им такие слова: берегитесь тех, «которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). Подтверждение этим словам мы находим и в наше время. «По плодам их узнаете их». (Мф. 7:16) - говорит Господь. В годы секуляризованного советского общества не только верующие чада Церкви, но и её иерархия были загнаны в угол. Их планомерно и методично уничтожали, отправляли в тюрьмы, ссылки. Церковь была "вредна" для общества. И сейчас, когда прекратились эти гонения, Церковь начала расцветать. Строятся новые храмы, открываются семинарии, люди безбоязненно идут туда учиться. Но не всегда чётко представляют свои цели. А желания, веры и знаний, получаемых во время учёбы не достаточно, чтобы начинать передавать свой духовный опыт - его или мало, или совсем ещё нет. И мы с отцом Андреем, моим научным руководителем, поставили перед собой скромную задачу. Нам бы хотелось, чтобы данное сочинение о пастырстве, раскрытое по трудам Святителя Иоанна Златоуста, благотворно повлияло на нынешних студентов духовных школ, чтобы ознакомившись с нашей дипломной работой они более чётко представили себе тот образец пастыря, к которому следует направить свои лучшие силы и способности. Осознавая высоту и ответственность пастырского служения, студенты будут более прилежно учиться и бороться с теми искушениями, которые неизбежны в жизни любого «доброго пастыря». Ведь все мы знали трагедию, произошедшую в Санкт-Петербургской Духовной Академии, когда её студент, получив степень кандидата богословия ушёл в шоу-бизнес и сейчас он ведущий солист группы «Ленинград», распевающий нецензурные песни. Чтобы такого не происходило, нам надо обратить своё внимание на реальность нашей жизни и посмотреть на ту жизнь, которая ждёт нас впереди. Ведь учась в семинарии, ребята закладывают в себя основу того, на что будут опираться в своей пастырской жизни и деятельности. А святитель Иоанн Златоуст богомудро раскрывает образец пастыря. В своих трудах он даёт очень обильную пищу для размышления и пример для подражания, так как лучший путь пастырского служения - личный подвиг пастыря. Мы рассмотрели жизнь и деятельность святителя Иоанна Златоуста и его учение о пастырстве. Мы видим, что святитель, когда речь заходит о пастырстве, говорит: «Когда нужно предстоятельствовать в церкви и взять на себя попечение о столь многих душах, то весь женский пол и большая часть мужского должны устрашиться от этого великого дела, а выступить те, которые много превосходят всех и столько превышают прочих душевною добродетелию» (Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т.II. - М., 1991 - с.414.) Рассматривая учение святителя Иоанна Златоуста о пастырстве, мы в первую очередь обращаем своё внимание на жизнь самого святителя и его пастырское служение, далее по порядку рассмотрели основные положения святителя о пастырстве в целом. Святитель с болью говорит о пастырстве, о тех недостатках, которые невозможно искоренить из пастырской среды в связи с немощью человеческой плоти и духа. Он говорит: «нечистый, видя душу человека беспечного... не перестаёт поражать его до последнего издыхания» (Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. I. - СПб., 1895 - с.420). Хотя и прошло немало времени, но картина данная святителем почти ни чем не изменилась. Всё также пастыри не отвечают тому требованию, которое Господь положил в основание пастырства. Под действием нерадения, лености, себялюбия и сребролюбия самих пастырей, Церковь несёт большие потери как в духовном, так и в физическом аспекте. Поэтому Иоанн Златоуст и указывает на такой образец пастырства, как апостол Павел, который говорит: «Но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».(1 Кор. 9:27) И святитель замечает - «таков должен быть священник» » (Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. I. - СПб., 1895 - с.482). Прежде всего дали общую характеристику пастырства. Расскажем о божественном происхождении и важности пастырского служения. Затем перешли к учению святителя Иоанна Златоуста о пастырстве, о значении и обязанностях пастырского служения. Рассматривая обязанности пастыря, мы особое внимание уделили проповеди Слова Божия, совершению таинств и духовному руководству Народа Божия. А, говоря о необходимости духовной жизни для пастыря, сказали о добродетельной жизни пастыря, о главных искушениях и борьбе с ними. Учения Святителя Иоанна Златоуста о пастырстве очень полно и доступно изложено в его труде «Шесть слов о Священстве». Наставления пастырям мы также находим на страницах всех трудов Святителя. Например, «Слово о Пресвитерах» или «Письмо к пресвитеру Геронтию» , но всё это только дополняет и оттачивает некоторые детали. Вся основа находится в «Шести словах о Священстве». Прорабатывая этот труд, а также те работы, где хоть немного Святитель затрагивает пастырство, я не переставал восхищаться и восторгаться: как полно и доступно Святитель излагает свои мысли о Священстве. Он начинает свои слова с того, что оправдывается перед своим другом Василием, почему в своё время убежал от Священного сана. И в процессе этих оправданий он раскрывает идеал пастырства, - идеал того, как должен выглядеть пастырь, какие добродетели должны присутствовать в нём, как и каких искушений надо избегать. Святитель говорит, что мало кто из пастырей спасается, так как мирянин отвечает только за свои грехи, а пастырь не только за свои, но и за грехи всей своей паствы. В третьем слове святитель говорит об искушениях и перечисляет их. Говорит о том, что надлежит делать пастырю и как можно избегать эти искушения. Каждый пастырь, прочитав это учение, увидит там свои успехи, но одновременно с этим и свои недостатки. Я очень сожалею, что познакомился со всеми трудами Иоанна Златоуста так поздно. Слова Святителя восполнили во мне недостающие знания о Священстве, расширили моё мировоззрение и рамки моего кругозора. Я увидел, что нет достойных людей для принятия священного сана, но говорит Господь: «Что невозможно людям, возможно Богу». (Мф. 19:26). Учение Святителя Иоанна Златоуста как было актуально в его время, когда пастыри не сильно стремились к духовной высоте, так и сейчас, когда в государстве идёт секуляризация всего общества, и институт пастырства, хоть медленно, но всё ж подстраивается под эту современность. Труды Святителя - это как елей на раны больного человека. Из них пастырь может взять для себя очень многое о том, как удержаться от соблазнов этого мира и быть действительно достойным примером в этом погрязшем в грехах обществе. Ведь для будущих пастырей это будет очень поучительно и важно: узнать, что они не первые искушаются, открывают этой грязью, а она была и будет. А такие люди, как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, боролись с этими проблемами Церкви и победили их в себе. Поэтому мы должны брать пример с великого Святителя и подвижника Иоанна Златоуста и стараться быть похожими на него хоть в малом. Ведь сама Святая Церковь назвала Святителя Иоанна Златоуста великим вселенским учителем и святителем, так как он не только словом, но всей своей жизнью и деятельностью учит и служит во все времена примером и образцом для пастырей Церкви Христовой и для всех православных христиан.


Отзыв научного руководителя

____Дипломная работа Воронко Павла на тему «Учение святителя Иоанна Златоуста о пастырстве» разрабатывает чрезвычайно важную проблематику в Пастырском богословии. В настоящее время общего духовно-нравственного упадка обращение к трудам и учению святителя Иоанна Златоуста для осмысления современных проблем и трудностей в пастырском служении очень актуально. Автор данного сочинения раскрывает тему работы по определенному плану. Введение дипломного сочинения определяет цели и задачи, которые должны быть раскрыты в его исследовании. В разделе «Житие святителя Иоанна Златоуста» автор, используя имеющиеся источники и житийные тексты, составляет полное жизнеописание святителя, внося в него и свое личное мнение и оценку. Перед тем, как раскрывать главную тему своей работы - учение святителя Иоанна Златоуста о пастырстве - автор обращается к известным богословам-пасторологам и дает краткий, но довольно содержательный анализ пастырского служения вообще. От общих взглядов на пастырское служение автор переходит непосредственно к трудам святителя Иоанна Златоуста, на основе которых раскрывает его учение о пастырстве. Автор дипломной работы проработал практически все труды святителя и из них выбрал нужный и необходимый материал, который и лег в основу данного исследования. Интересны и содержательны главы диплома, где автор указывает на главные пастырские добродетели, а также раскрывает необходимость для пастыря духовной жизни и постоянного трезвения. Особая глава посвящена борьбе пастыря со злом, где автор указал главные духовные опасности и искушения, неизбежные на пути пастырского служения. В заключении дипломной работы были сделаны основные выводы и заключения, подведены общие итоги. Заканчивая свое исследование, автор главным выводом считает актуальность и жизненность учения святителя Иоанна Златоуста о пастырском служении, из которого много полезного и нужного для себя могут почерпнуть пастыри Церкви, совершающие свое служение в наше непростое время. В целом, данное исследование соответствует уровню дипломной работы выпускника духовной школы. Автор хорошо потрудился, серьезно отнесся к написанию работы, глубоко исследовал труды святителя Иоанна Златоуста и раскрыл его учение о пастырстве. Несмотря на некоторые технические замечания и орфографические неточности данная работа заслуживает оценки «отлично».

Священник Андрей Овчинников, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии.

20 мая 2003 г.


Рецензия

____Автор прекрасно справился с поставленной задачей. Видно, что Павел Воронко проникся духом творений святителя, четко представляются ему цели и задачи пастырского служения, что не маловажно для выпускника духовной школы-будущего пастыря. Следует отметить качественное использование творений святителя. Автор руководствуется творениями ведущих пастрологов таких как - епископа Вениамина (Милова), схиархимандрита Иоанна (Маслова), протоиерея Евгения Попова и других, что говорит о высоком уровне написанного сочинения. Следует обратить внимание на большое количество используемой литературы. Хочется пожелать выпускнику Павлу Воронко продолжать изучение богословских наук, а защищаемая им тема была далее разрабатываема до более высокого научного уровня. В целом предоставленное сочинение соответствует уровню дипломной работы выпускника духовной семинарии. Несмотря на незначительные стилистические ошибки и технические неточности, дипломная работа заслуживает оценки отлично - "5".

Священник Сергий Сухенко.