Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Дипломные работы Современная система православного воспитания и образования в Свято-Алексиевской пустыни
Современная система православного воспитания и образования в Свято-Алексиевской пустыни PDF Печать E-mail
Скляренко Серафим
Научный руководитель - А. Ю. Соловьев,
главный специалист Департамента образования города Москвы,
с.н.с. Института содержания и методов обучения РАО

2003 год



Автореферат

____Дипломная работа «Современная система православного воспитания и образования в Свято-Алексиевской Пустыни Ярославской епархии» исследует теоретические и практические вопросы, связанные со спецификой православной педагогики и их конкретным преломлением в современной практической деятельности педагогического коллектива Свято-Алексиевской Пустыни. Эта работы актуальна, прежде всего, потому, что наше Отечество стоит перед насущными задачами формирования системы воспитания личности, питающейся православными корнями, устремленной к истинным христианским ценностям, воспитания православного гражданина России. Решение этих задач осложнено тем, что мы живем в постатеистическом обществе, и за годы советской власти традиции православной школы были прерваны, а педагогическая мысль, по понятным причинам, развивалась под давлением антихристианских, атеистических догм. Поэтому вопрос о религиозном образовании и воспитании подрастающего поколения является одним из наиболее важных в современной жизни Церкви. Он требует тщательного анализа и обобщения Святоотеческого наследия, изучения опыта практиков дореволюционной и современной православной школы. В связи с этим очевидна важность обобщения бесценных крупиц педагогического опыта, содержащегося в деятельности школ, подобных той, которая явилась объектом нашего исследования. Поэтому основная цель работы и была сформулирована, как «раскрытие целостной системы учебно-воспитательного процесса в Православной гимназии Свято-Алексиевской Пустыни». Поставленная цель определила следующие задачи: - проанализировать Святоотеческое наследие, касающееся проблем православного образования и воспитания; - рассмотреть структуру православной гимназии Свято-Алексиевской Пустыни как реальной попытки воплощения принципов христианской педагогики в условиях современности; - собрать, систематизировать и критически переосмыслить с позиций современности и специфических особенностей общероссийского пространства материалы об организации жизни и педагогического процесса в Свято-Алексиевской Пустыни; - получить ответ на вопрос о преемственности позиций дореволюционной православной педагогики и творчества педагогов Свято-Алексиевской Пустыни. Дипломная работа состоит из вступления, основной части, заключения и 11-ти приложений. Основную часть работы открывает глава, посвященная анализу Богодухновенных источников и литературы по теме работы. Здесь мы предприняли попытку определить, каким образом воплощаются основополагающие идеи христианской педагогики в Священной Истории Ветхого и Нового Завета. Затем мы рассмотрели как освещаются задачи христианского воспитания в Посланиях Мужей Апостольских, обратились к учению Святых отцов. Осмысление этого материала дало возможность более четко уяснить концепцию христианской педагогики. Для анализа соотнесенности деятельности гимназии Свято-Алексиевской Пустыни с официальной позицией Церкви были проанализированы важнейшие документы РПЦ по теме исследования. Это, прежде всего, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», материалы Архиерейских Соборов, доклады и выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Также для выявления преемственности деятельности педагогов Свято-Алексиевской Пустыни мы кратко рассмотрели достижения отечественной христианской педагогики. Следующая глава посвящена непосредственно описанию практики педагогической деятельности в рамках православной гимназии памяти протоиерея В. Лесняка. Прежде всего, мы взяли на себя смелость проанализировать правомерность самой идеи организации православной общины, в рамках которой объединяются для совместного проживания на ее территории монашествующие и миряне, являющиеся представителями различных социальных и возрастных категорий, но объединенные высокими христианскими принципами. Затем мы изучили структуру Пустыни и специфику особенностей пребывания в ней насельников и обучаемых. Выводы были изложены в разделе 2 под названием: «Структура Пустыни. Специфика особенностей пребывания в ней насельников и обучаемых». Воплощению идеи создания на базе Свято-Алексиевской Пустыни Православной гимназии как реализации насущной потребности мы посвятили раздел 3. Принципиально важно было уяснить, как в соответствии с насущной потребностью времени воплощается идея создания на базе Свято-Алексиевской Пустыни Православной гимназии. Для этого необходимо было проанализировать Концепцию гимназии, особенности принятого в обители Устава, характер душепопечительской работы на базе Пустыни и ту роль, которую играет молитва в жизни учащихся. Этому мы посвятили соответственно раздел 4 («Анализ Концепции Православной классической гимназии Свято-Алексиевской Пустыни памяти прот. В. Лесняка и общеобразовательных средних школ обители»), раздел 5 («Основные положения Устава негосударственного общеобразовательного учреждения Православная классическая гимназия-интернат (пансион) Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка»), раздел 6 («Организация учебно-воспитательного процесса в православной гимназии Свято-Алексиевской Пустыни. Реализация основополагающих Уставных положений в учебном плане, расписании занятий, факультативов, кружков, в плане воспитательной работы гимназии») и раздел 7 («Богослужение и душепопечительство как основа воспитательного процесса. Роль молитвы в формировании религиозного мировоззрения учащихся»). Особый интерес вызвали организация учебно-воспитательного процесса в православной гимназии и значение общественно-полезного труда в осознанном выборе христианской жизни, формировании православного мировоззрения учащихся, их социальной адаптации, чему был посвящён раздел 8. Важно было для нас проследить черты сходства и различия организационно-методических и дидактических принципов, положенных в основу деятельности православной гимназии в Свято-Алексиевской Пустыни и тех, которыми руководствовались в своей деятельности лучшие православные педагоги прошлого и, в частности, С. А. Рачинский. Этому мы посвятили следующий, 9 раздел, который озаглавили как «Черты сходства и различия организационно-методических и дидактических принципов, положенных в основу деятельности православной гимназии в Свято-Алексиевской Пустыни, и тех, которыми руководствовался в своей деятельности С. А. Рачинский». В процессе работы над дипломом неожиданно для себя мы столкнулись с таким необъятным пластом духовной культуры, осмыслить и интерпретировать который в рамках ограниченной как временем, так и объемом обычной дипломной работы, является чрезвычайно сложной задачей. Именно поэтому, не решаясь подменять собственными толкованиями и субъективными формулировками объективные данные и в целях сохранения всей возможной полноты восприятия событий и фактов, мы попытались как можно ближе и точнее придерживаться первоисточников и цитировать документы. Выводы, которые мы можем сформулировать, исходя из собранного и проанализированного нами материала, заключаются в следующем: Настало время объединить усилия Церкви, государства и общества, чтобы посредством совместной деятельности спасти современную молодежь от растлевающих ее соблазнов, восстановив традиции православной педагогики. Ведущая роль в этой тяжелой бескомпромиссной борьбе должна принадлежать Православной Церкви как столпу и утверждению истины, сохранившей до настоящего времени полноту благодати. Со своей стороны, государство должно проявить заинтересованность в сохранении и процветании Православной Церкви как традиционной и культурообразующей, объединяющей в своем лоне большинство населения страны, и посему оказывать ей всемерную помощь и поддержку в борьбе за будущее нации - ее подрастающее поколение. Православные педагоги призваны вести детей к истинно духовной жизни, которая есть жизнь с Богом, в Боге и для Бога, и достижима лишь в лоне Матери - Церкви. В практике учебно-воспитательной деятельности изучаемой нами гимназии мы увидели непосредственно, что Церковная жизнь ставится во главу угла всего дела православной педагогики: главная задача педагогической деятельности есть воцерковление, и осуществляется она через личное участие ребенка и его семьи в жизни конкретной церковной общины. Для того чтобы вхождение ребенка в церковный организм происходило наиболее успешно, работа педагогического коллектива православной гимназии в области религиозного воспитания тщательно продумана и проводится в соответствии с намеченным планом. В частности, прежде чем приступить к учебно-воспитательному процессу, руководством гимназии были разработаны Концепция и Устав Православной гимназии, подобран соответствующий коллектив единомышленников, создана полноценная литургическая жизнь в богослужебном годовом круге, умело подобраны педагогические кадры. Все педагоги Православной гимназии являются членами Православной Церкви, благословленными на свое, по сути - миссионерское, служение. На наш взгляд, в настоящей работе удалось доказать, что совершенно оправдал себя такой подход в построении системы образования и воспитания, в котором первейшей задачей ее организаторов стало создание средней школы и соответствующей материальной базы, позволяющей осуществить одновременно обучение детей собственно и светское и религиозное. Социальную устойчивость организма Пустыни, по нашему мнению, обеспечивает учрежденные и реально созданные юридические структуры, Обитель - Братство как благотворительная общественная организация, Гимназия как образовательное учреждение, Православный детский центр - пансион как учреждение социального обслуживания. Во всем образовательном процессе приоритетным стало духовное развитие и нравственное воспитание учащихся. Пребывание детей в этом учебном заведении очевидным образом способствует формированию личности. Анализируя обустройство быта и характер организации учебно-воспитательной деятельности в православной гимназии Свято-Алексиевской Пустыни, сравнив его с основными принципами организации школьной жизни в Татевской гимназии С.А. Рачинского, мы пришли к выводу, что эти две образовательные и воспитательные системы очень близки друг другу. Однако надо заметить, что реальное сравнение с педагогической системой Рачинского сейчас очень трудная задача, по причине малодоступности источников и реализовать её в полной мере, возможно, еще предстоит. В заключение считаем необходимым подчеркнуть, что исследование по данной теме не может быть завершено настоящим трудом, поскольку начатую работу целесообразно продолжить уже на качественно новом уровне. А именно, всесторонне проанализировать черты сходства и различия организационно-методических и дидактических принципов, положенных в основу деятельности Православной гимназии в Свято-Алексиевской Пустыни и тех, которыми руководствовались в своей деятельности лучшие православные педагоги прошлого, и, в частности, С.А. Рачинский, роль учебно-воспитательного процесса в православной гимназии и значение общественно-полезного труда в осознанном выборе христианской жизни, формировании православного мировоззрения учащихся, их социальной адаптации. В конце обучения мне как выпускнику семинарии открылся через рассмотрение этой педагогической системы прекрасный образец устроения современного церковно-народного бытия, открытого для всех и открывающего для каждого мир молитвы и мир знаний, как жажды раскрытия божественного дара Любви.


Отзыв научного руководителя

____В работе Серафима Скляренко на одном конкретном примере поднят вопрос о месте и возможности религиозного образования в современном мире. Автору удалось доказать, что Свято-Алексиевская Пустынь - удачный во всех отношениях пример православного школьного дела, эффективная и целостная несекулярная модель, одновременно решающая задачи интеллектуальной подготовки, социальной адаптации и церковно-нравственного воспитания ребёнка. Достоинством работы также является: конкретно сформулированная задача исследования, оказавшаяся адекватной интуитивному стремлению автора найти образец соединения теории с практикой; привлечение большинства возможных видов источников: нормативно-правовых, административно-статистических, научно-методических, учебно-дидактических, публицистических, творческих работ учащихся. Не привлеченными оказались недоступные автору документы районных и областных служб лицензирования, аттестации и аккредитации государственных органов управления образованием, документы диагностики уровня обученности учащихся, итоговые справки лицензионных комиссий и т.п. Педагогическая проблема была и остаётся одной из главных для осмысления Церковью. Это убедительно показано в первой главе и в разделе 9 второй главы. В последнем автор анализирует черты сходства и различия между школой священника Алексия Василенко и Татевской школой Сергея Александровича Рачинского. В этом направлении научно-исследовательской деятельности видятся большие перспективы, поскольку автором положено только самое приблизительное основание. Однако и этого достаточно, чтобы при сравнении дипломной работы Серафима Скляренко с работами выпускников педагогических вузов она ничем не уступала. Данная работа вносит существенный вклад в осмысление путей решения наиважнейшей задачи: как от школы казённой перейти к школе церковно-народной, но вписавшейся в современные формы образовательной деятельности и современную систему образования. Она подтверждает конкретным примером, что церковная школа должна быть созданием церковных общин, ищущих не только для себя, но и для детей правильной жизни. Несмотря на ряд стилистических и прочих ошибок и неточностей, данная работа заслуживает оценки «отлично» и рекомендации к защите.

Алексей Юрьевич Соловьев, главный специалист Департамента образования города Москвы, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии.


Рецензия

____Основное достоинство дипломной работы Скляренко Серафима заключается в том, что она представляет собой исследование, выполненное в рамках конкретно сформулированной задачи. Автор исследования глубоко и всесторонне осветил круг вопросов в системе воспитания и образования в православной гимназии Свято-Алексиевской пустыни Ярославской епархии, опираясь на опыт изучения постановки учебно-воспитательного процесса в этой гимназии и привлекая в связи с поставленной задачей ряд нормативных документов, регламентирующих духовно-литургический, воспитательно-образовательный, хозяйственно-экономический, общественно-благотворительный и другие аспекты жизни и деятельности Свято-Алексиевской пустыни: Концепцию Православной Обители - Братства Милосердия Свято-Алексиевской Пустыни, Устав Обители, Концепцию Православной классической гимназии-интерната (пансионата) и общеобразовательных средних школ Обители, Устав Православной классической гимназии-интерната (пансионата) и другие документы, представленные в Приложении к работе. Существенную ценность работы представляют анализ, интерпретация и выявление основных концептуальных положений в организации и функционировании педагогического процесса в Свято-Алексиевской гимназии, уникальный опыт работы которой заслуживает, по мнению автора исследования, объективного признания и распространения «на ниве отечественной православной педагогики» (с. 4). Работа основательно и со знанием дела структуирована и выполнена на достаточно высоком профессиональном уровне. Методологической неудачей следует признать предпринятый автором экскурс в область ранней патристики и в историю отечественной педагогической мысли. Автор серьезно усложнил выполнение поставленной задачи, потратив силы на творческий поиск в той области, которая явно выходит за рамки исследования, и практически не найдя конструктивного применения добытых и систематически изложенных материалов в дальнейшем построении исследования. Исключением здесь является лишь 9-й раздел II-й главы, где автор проводит параллель между педагогической системой С.А.Рачинского и концепцией Свято-Алексиевской гимназии. К стилистическим недочетам работы относятся неоднократное употребление начинающихся с подчинительного союза придаточных предложений в качестве самостоятельных предложений (с. 9, с. 10, с. 31, с. 44) и некоторые неудачные в стилистическом отношении выражения, например: «работа анализирует и разъясняет» (с. 10) (вместо: в работе анализируется и разъясняется), «методологическим основанием для осмысления выносимой на защиту проблематики» (с. 11), «раскрытие вопроса о характере просвещения России» (с. 21), «себе воплощение» (с. 44) (вместо: своё воплощение). Из контекста не понятно, о каком «общероссийском пространстве» (с. 10) и о каких «непреходящих ценностях» (с. 18) ведет автор речь. А.С.Хомяков почему-то назван автором «современным богословом». Следует, тем не менее, заявить, что отмеченные недочеты не могут существенно повлиять на то в целом благоприятное впечатление, которое производит выполненное Серафимом Скляренко исследование. Оно вполне соответствует уровню дипломной работы выпускника высшего учебного заведения, заслуживает высокой оценки и может быть рекомендовано к защите.

Архим. Платон (Игумнов), профессор, преподаватель МДАиС, Николо-Угрешской Духовной Семинарии.