МЫ ПРИЗВАНЫ УДИВИТЬ МИР! (В день памяти святителя Иоанна Милостивого) Печать

 

Очень непростой вопрос для христианской совести: подавать ли милостыню тому, в ком видишь неискренность; поступаться ли там, где это может быть воспринято как поблажка злу?

 

Однозначный ответ трудно найти даже в специальных статьях, богословских трудах, где Священное Писание представляется в разном контексте. И, по всей видимости, это неслучайно. У добродетели не существует иного критерия, кроме совести. Господь призывает нас к одному: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). И в этом призыве вся глубина евангельских заповедей. Только так нужно подходить к Откровению: это не модель лучшего общественного уклада, не нравственная система, это путь к беспредельному совершенству конкретного человека! Поэтому всякие попытки определить точные границы евангельских добродетелей не могут быть оправданы. Мы обязаны доверять Христу, просто поверить в то, что Он знает этот мир, знает нас самих лучше, чем мы, поэтому не мог заповедать нам невозможное. От нас же требуется немного – просто поверить Творцу, довериться Ему, поступить по Евангелию, сделать всё возможное, чтобы невозможное сделал Господь.

Одним из ярчайших примеров действенности евангельских заповедей является жизнь святителя Иоанна Милостивого. Будучи Александрийским патриархом, святой никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Святитель Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?».

Есть два основных соображения, которые заставляют нашу совесть колебаться в подобных случаях. Во-первых, нас беспокоит забота о состоянии общества: как бы наша поблажка неправде не дала ей еще один повод к распространению. Во-вторых, часто мы оправдываем себя тем, что пока не доросли до того уровня совершенства, когда можно в ответ на удар в правую щеку подставить другую (см.: Мф. 5: 39). При этом мы забываем о том, что евангельские заповеди «просящему у тебя дай», «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» и «не противься злому» (Мф. 5: 39, 40, 42) даны нам Господом, спасшим нас от греха. Неужели не знал Спаситель, что поблажка неправде может дать ей новый стимул для распространения в обществе? История учит нас одному: мы слишком долго и слишком упорно боремся за правду и справедливость, однако ни на шаг не приблизились к ним в реальности. Причем чем активнее люди выступают за эти лозунги, тем больше непонимания, вражды и крови бывает на земле. Мы наконец должны признать, что не мы и не наши благие цели – источник правды в этом мире, но единственно Бог и Творец, Его Откровение. А значит, всякий наш акт доверия Священному Писанию приносит в мир намного больше добра и справедливости, чем самая искренняя и самоотверженная защита этих добродетелей с помощью наших разума и силы. Искреннее и бесхитростное доверие Богу никогда не посрамит. Мы обязаны дать место Господу в нашей жизни.

Подобно и довод о том, что мы не доросли до необходимого уровня незлобия и доверия Богу, нельзя считать достаточным основанием для самооправдания. В любом случае это наша вина, если мы не можем исполнить то, к чему призваны в Крещении, в чем давали обеты. Поэтому даже если мы не поступили по заповеди по объективным и, как нам кажется, справедливым причинам, не смогли поверить в искренность просящего, не удержались в ответ на несправедливые оскорбления, и в этом случае не следует искать оправданий. Пусть лучше нашим ответом будет искреннее покаяние, осознание того, что мы действительно преступили заповедь, не сделали того, что должны были сделать, чем самооправдание. Пусть так мы будем поступать всю жизнь, но каждый раз следует искренне раскаиваться – и придет момент, когда Господь поможет нам преодолеть собственное нерадение.

Да, нам бывает действительно трудно поверить в силу евангельских заповедей, в их решительную однозначность. Ведь они порою так далеки от наших представлений о целесообразности и рассудительности. В то же время нелегко поверить и в реальность призыва Спасителя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Однако это не пустые слова. За ними стоит сила и непоколебимость Истины, авторитет Творца. Мы призваны не к тому, чтобы сделать мир уютнее, даже добрее, справедливее. «Вы – соль земли, – говорит Господь. – Вы – свет мира» (Мф. 5: 13, 14). А значит, мы призваны принести в этот мир то, чего у него нет, что он не знает, чему он удивится! Мы призваны удивить мир, а не просто сделать его лучше!

Чтобы понять это, обратимся к еще одной истории из жизни святителя Иоанна Милостивого. Один горожанин оскорбил Георгия, племянника патриарха. Георгий просил святого отомстить обидчику. Святитель обещал так воздать оскорбителю, что удивится вся Александрия. Это успокоило Георгия, и святой Иоанн стал поучать его, говоря о необходимости кротости и смирения, а затем, призвав оскорбителя, объявил, что освобождает его от уплаты церковной дани за землю. Александрия действительно была удивлена такой «местью», а Георгий понял урок своего дяди…

Поймем ли мы?..

Роман Савчук

 

25 ноября 2014 года