Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды студентов Савчук Роман Кто виноват?..
Кто виноват?.. PDF Печать E-mail

 

Война не бывает случайной. И дело не в том, что существуют определенные законы, взаимосвязи, идеи, сочетание которых неизбежно ведет к кровопролитию.

 

Речь о другом. Если в какой-то стране, городе, деревне человек решается стрелять в другого человека, значит, его сердце умерло еще раньше. Значит, кто-то слишком много себе прощал, слишком часто говорил вместо «мы» «они». Значит, жизнь, которую считали ненормальной, оказалась слишком близкой, оказалась не чужой…

Когда мы говорим о войне, то порой забываем, что говорим о смерти, о смерти всерьез. И здесь нет оправданий, есть виновные и безразличные. Здесь все до боли просто: убивают друг друга не те, кто считают себя виноватыми, а наоборот – невиновные.

Удивительно, с какой очевидностью война доказывает истинность Евангелия. Христос пришел спасти мир, Он воплотился, чтобы освободить человечество от рабства и первое, к чему Он призвал – признать себя виновными! «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), – услышали не поработители народов, не жестокие военачальники и несправедливые правители, а изможденные от невыносимых трудов рыбаки, угнетенные слуги, призираемые всеми нищие, бесправные рабы. Казалось бы, в чем еще должны каяться, до какой грани унижать себя эти несчастные? Не этого они ожидали от Мессии, они ждали справедливости, жаждали воздаяния за свои муки. Но Спаситель ответил на воздыхания изможденного человечества по-другому: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11).

Господь принес человечеству истину о мире. И она поражала не только тогда, она и сегодня остается для нас во многом непостижимой. Для нас и теперь понятнее другая правда: «Хочешь мира – готовься к войне». Мы привыкли бороться за мир, привыкли отстаивать справедливость, но не привыкли прощать, не привыкли признавать себя ответственными за то, что происходит вокруг нас. Евангелие же основано на том, что истина не нуждается в нашей силе, и мир не приносят на копьях. «Блаженны изгнанные за правду…» (Мф. 5:10), а не борцы за справедливость. Оказывается, правду исповедуют, а не ищут или насаждают там, где ее не хватает. Христианин признает только один фронт – свою душу, сердце и этот фронт действительно важный. Здесь все однозначно. Кто-то требует ответа, а кто-то терпеливо молчит. Кто-то требует любви, а кто-то любит. Кто-то готов ринуться в бой, отстаивая справедливость, а кто-то не обижает тех, кто рядом. И это имеет вселенское значение!

Мир начинается с сердца, умеющего сострадать. И война рождается не в умах мировых правителей, не в высоких кабинетах, а в душах тех, кто способен признать брата врагом. Проблема в том, что мы слишком часто находим себе оправдания. При этом забываем о евангельской истине, сила которой оправдана веками христианской истории и которую так метко подметил гений Достоевского в «Братьях Карамазовых»: «Как ни безумно на вид, но правда сие. Ибо был бы я сам праведен, может, и преступника, стоящего предо мною, не было бы… Если бы светил, то светом своим озарил бы и другим путь, и тот, который совершил злодейство, может быть, не совершил бы его при свете твоем».

«Когда видишь вокруг себя что-нибудь нехорошее, посмотри на себя сейчас же, не ты ли этому причина», – учил великий праведник трагичного ХХ века святой Алексий Мечев. И, наверное, не случайно его память приходится именно на этот печальный день – 22 июня. Его слова сегодня будут понятны всем: «Ты всё думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе». Мир не нуждается в наших разбирательствах, в наших мыслях и суде. «Слепота наша в том, – говорил батюшка, – что считаем себя зрячими: слишком горды мы. Мы все видим, все переживаем, только не видим греха своего, и оттого слепы, и грех остается в нас!»…

И война, и мир слишком близко, чтобы ими пренебрегать. Каждый день, в каждом поступке мы делаем выбор, от которого зависит слишком много, чтобы не обращать внимание на то, как мы относимся к ближним.

Сохранить мир непросто. Он требует усилий и сегодня, сейчас. В него нужно верить до последних сил. Его нужно искать, к нему нужно стремиться вопреки всему. Здесь нельзя отступать, нельзя так легко поддаваться на призывы оправдать войну. Ведь если мы с легкостью верим в то, что наши братья на самом деле враги, если мы так легко готовы отказать в человечности одним и оправдать силу других, не значит ли это, что мы снова принимаемся судить, вместо того, чтобы всей силой души искать примирения враждующих? Судить легко. Легко быть невиновным, удобно найти врагов, чтоб, наконец, сказать излюбленное «они» вместо «мы». Но христианин не может так поступать, он не имеет права с такой легкостью верить в бесчеловечность ближних, оправдывать силу, так жаждать войны. Это настоящее предательство Христа. «Человек, который любит, – говорила известная греческая подвижница ХХ в. геронтисса Гаврилия, – не может чувствовать, кто враг его. Это абсолютно невозможно. Придут другие и скажут ему об этом враге, и опять он не поверит. Не может поверить этому. Но даже если сам узнает и убедится, только пожалеет его, скажет: «Э! Бедный… Как же он может так чувствовать?».

Война начинается не там, где от человека уже ничего не зависит, но именно там, где он берет все в свои руки. Опасна правда человеческая, опасен суд человеческий, но «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Мир нуждается не в силе, и даже не в справедливости, а в любви, на которую способно только действительно мужественное сердце…

Роман Савчук

 

Ссылка на источник