Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды студентов Савчук Роман Внимательный старец: архимандрит Павел (Груздев)
Внимательный старец: архимандрит Павел (Груздев) PDF Печать E-mail

 

13 января 2014 г. исполнилось 18 лет со дня кончины архимандрита Павла (Груздева).

 

Среди подвижников благочестия прошлого столетия образ архимандрита Павла (Груздева) отличается особым колоритом. Стоит только заглянуть в дневниковые записи великого старца, чтобы понять, что истинная святость не вписывается в узкие рамки каких-либо формул или определений, но являет миру нечто большее – порой непонятную, иногда трудно узнаваемую истинно-христианскую свободу в Духе. И, наверное, для многих из нас составит немало труда распознать в простых заметках батюшки величие христианского духа. На первый взгляд может показаться, что речь идет здесь о вещах, далеких от духовных идеалов:

«1965 год. Картошка гнилая, лук сопрел, помидоры сгнили и рыжков нет, а белые белки сожрали, а огурцы и не цвели… 1967-й. Небывалой год, год изобилия плодов, год прекрасной погоды, а урожай – стопудовой, а картофью, ой, батюшки! поди и не съесть. Ой, а огурцов, а помидор! Дак ведь все на корню вызрели, и ни один не сгнил…».

Еще можно вспомнить песню про колорадского жука, сочиненную батюшкой, его забавные истории, приводившие в восторг тех, кто собирался послушать старца. Тем не менее, веселый, порой даже смешной образ архимандрита Павла никогда не искажал правды, не отвлекал от реальности, но и сегодня продолжает напоминать о главном, напоминать об истинности Евангелия, его актуальности и в нашей обыденной жизни.

Если прислушаться к рассказам отца Павла, то в них можно заметить яркую черту – здесь мы всегда встречаем конкретных людей, здесь нет безликих образов. Чего только стоят лагерные друзья батюшки: отец Анатолий Комков, мать Нина, Шурка Дельцов, Мишка Соутин, Гекзария, Кодрат Федорович… Их истории не вошли в книги, они не совершали героических подвигов, но для батюшки каждый человек, вошедший в его жизнь, даже случайно, мимолетом, всегда обретал конкретные очертания, становился близким и дорогим. Внимания отца Павла хватало для каждого. И это был действительно дар от Бога – всмотреться в лицо каждого человека, встретившегося на жизненном пути, найти для него особое место в памяти и пронести его образ через всю жизнь. Этот урок дорогого батюшки для нас особенно важен: он знал цену человеку, никем не пренебрегал! И к судьбе каждого, обращающегося к нему за помощью, батюшка относился со всей серьезностью, он не брался судить, что для человека мелочь, а что действительно важно, но сопереживал даже в самых обыденных проблемах. Вот и писали архимандриту Павлу письма с самыми разнообразными просьбами, и молился он и о курочках, и о коровке, как о самых важных для жизни вещах. И в этом удивительном внимании к каждому человеку отец Павел был совершенно чужд суетной мелочности, поскольку все творил ради исполнения заповеди Спасителя о любви к ближнему.

На евангельский пример такого отношения к ближним в свое время указывал митрополит Антоний Сурожский в толковании Евангелия об исцелении гадаринского бесноватого. Владыка, в частности, обращал внимание на «замечательную черту во Христе», когда «Он, казалось бы, забывает обо всем, потому что перед Ним одна конкретная нужда, один конкретный страдалец: этого достаточно, чтобы Он обратил на него все Свое божественное и человеческое внимание»[1]. Этот евангельский урок вполне усвоил старец, явив миру образ истинного исполнения заповеди о любви к ближнему.

«Спасибо тюрьме!» – приговаривал отец Павел. Для нас эта фраза может показаться совсем непонятной, к тому же, если речь идет о советских лагерях, где погибло столько подвижников благочестия. Но в жизни будущего старца лагерные годы оставили особый след. Из рассказов самого отца Павла мы видим, что тюрьма научила его единственному – ценить главное, во всех обстоятельствах находить средство для спасения человека, возможность приблизиться к его душе. Он научился не бояться жизненной грязи, не обращать внимания на внешние обстоятельства, форму, но все преодолевать чистотой истинной цели – всегда стремиться к Богу, остальное – не страшно. Это и есть евангельская простота – преодоление страха перед миром с помощью страха Божия. Это долг каждого христианина, запечатленный в апостольском приветствии: «Радуйтесь!». Нам бы веру сохранить, а мира чего бояться.

Слова отца Павла воспринимались совершенно по-разному: кого-то его ответы шокировали, кому-то речи батюшки показывались дерзновенными, даже самоуверенными. Старец любил повторять: «А я всех люблю, верующих и неверующих – всех под одну гребенку!». В его рассказах и поучениях можно встретить и коммуниста, который «жил по Христу», и священников, которых батюшка строго предостерегал: «Попы, не кощунствуйте!». Но во всем этом проявлялось не человеческое своеволие или гордое самомнение. В речах старца, в его образе миру являлась истинная свобода в Духе. Для нас же этот пример христианской свободы тем более важный, что свои силы он черпал в Церкви, в Ее Таинствах! Ведь именно эти моменты – когда им, узникам лагеря, удавалось приобщиться Тела и Крови Христовых, отец Павел вспоминал с особым трепетом, заключая: «…уж теперь хоть и на расстрел – приобщились Святых Христовых Таин». Нам же порой приходится слышать немало упреков в сторону Православной Церкви, что Она «убивает свободу», «углубилась в мертвую букву закона» со своими правилами и предписаниями. Как бы в ответ на эти обвинения звучит ласково-шутливый голос истинного пастыря: «Ты лучше молочка постом выпей, да человека не ешь»!..

Перечислив урожай «небывалого» 1967 года, отец Павел на той же странице раскрывает смысл своих наблюдений:

«Как ни живи, а умирать обязательно надо. Приведи, Господи, умереть христианской кончиной, и чтобы помянули добрым словом. Да я сроду никому не желаю плохого, а Церковь с детства люблю как родную мать, а кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».

В этих словах нам является пример истинной веры. Отец Павел верил в Бога, Который ради нашего спасения претерпел Крест, и любовь Которого к нам неизмерима. А значит, все необходимое для нашего спасения Господь дал нам в нашей жизни, какой бы она ни была. Нам не нужно куда-то бежать, где-то искать, все важное рядом с нами, стоит просто быть внимательным, стоит верить в Бога, Любящего нас! Батюшка жил именно этой, ближайшей обыденной жизнью, всецело доверяясь Богу, воспринимая все жизненные обстоятельства как дар Божий, и Господь не посрамил его веру, обильно наделив старца дарами прозорливости, исцеления, рассудительности. Внимательный старец простотой веры преодолевал обыденную суету и в каждом встречном человеке видел целую историю жизни, достойную уважения, в каждом факте усматривал действие Промысла Божия и умел благодарить Творца за самые маленькие радости. Он, вдохновляясь тем, что Господь посылал ему в жизни, всегда вдохновлял ближних. И с удивительной силой убедительности и сегодня для нас звучат его слова, выражающие его путь ко Христу: «Не живи, как хочется, а живи, как Бог велит».

Роман Савчук