Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Архмандрит Платон (Игумнов) Кинематограф должен воспитывать верность отечественным традициям
Кинематограф должен воспитывать верность отечественным традициям PDF Печать E-mail
Каждому зрителю фестиваля «Лучезарный Ангел» знакомо чувство переживания особого восхищения от встречи с настоящим киноискусством. Жесткий отбор, который проходит каждый фильм-претендент, является гарантией его высокого качества. Причем не только с точки зрения профессионального мастерства, но и с точки зрения духовно-нравственного содержания. О высоком призвании кинотворцов наш разговор с членом Духовного экспертного совета, профессором Московской духовной академии архимандритом Платоном (Игумновым).

Отец Платон, какие критерии были для вас основными при оценке фестивальных работ?

В этом году я оценивал ряд документальных лент. Считаю, что каждый фильм должен иметь правильную духовную, религиозную, нравственную, мировоззренческую направленность. От работ, допускаемых к участию в конкурсе, требуется высокая степень профессионализма. В основу сценария должна быть положена определенная высшая спасительная идея, которая сюжетно развивается и облекается в художественную форму. Фильм обязательно должен научить зрителя чему-то полезному, вдохновить его светлым и благодатным смыслом высокого человеческого призвания, доставить радость переживания причастности к полноте вселенского бытия. В противном случае картина не несет творческого заряда и ничего зрителю, кроме опустошенности и разочарования, не принесет.

Нужна ли, на ваш взгляд, духовная экспертиза на стадии написания сценария, съемки кинокартины?

Все зависит от личности художника, его духовной зрелости и творческой целостности. А также от того, насколько последовательно и твердо он следует религиозным и нравственным традициям отечественной культуры. В России творцы искусства всегда ощущали величие задачи актуального исполнения Евангелия в собственной жизни и в художественном воплощении. Эта острота религиозного чувства – гарант того, что плоды художественного творчества нашей интеллигенции займут свое достойное место в парадигме высших мировоззренческих и этических ценностей христианской веры. Режиссеры и авторы сценария в процессе работы всегда могут обратиться за советом и консультацией к пастырям, обладающим достаточно высокой степенью духовного и религиозного опыта.

Работа кого из режиссеров-современников заслуживает высокой оценки?

В свое время на меня произвел впечатление фильм Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли». Долгое время в нашей стране господствовало мифологическое историческое сознание: дореволюционная Россия представлялась темным царством нищеты, безграмотности и отсталости. Говорухин же в своей кинокартине развенчал этот порожденный революцией миф. После просмотра фильма становится понятно, почему царская Россия была великой державой: она стремилась в жизни мира к воплощению высокого Евангельского идеала, к исполнению своего Божественного предназначения на земле. Царская Россия явила в своей истории идеальную модель геополитического устроения мира, она включала в свою ограду многие народы, которые, сохраняя свою национальную идентичность, формировались в благодатной стихии русской, в основе своей православной, культуры.

Какие из фильмов VII Международного фестиваля «Лучезарный Ангел» вы бы отметили?

Заслуживает объективной позитивной оценки фильм «Люди и пчелы» режиссеров Валерия и Людмилы Деминых. Замечателен он тем, что воспитывает любовь к природе, к творению Божьему, говорит о великой мудрости Создателя. Авторы ненавязчиво проводят мысль о том, что верующие люди – сторонники возрождения исконных традиций медового промысла, христианского бережливого отношения к окружающему миру. Увлекателен и назидателен фильм режиссера Бориса Галкина «Талдом», в котором главный герой в детстве проводил лето у бабушки. В кадре – живописная природа и еще уцелевший быт деревни. Кинолента учит любить родную землю, уходящую деревенскую Русь, повествует о том, что наши предки – старые благочестивые люди – обладали мудростью от Бога, многое предвидели и предсказывали, например, возрождение закрытых и подвергнутых разорению и запустению храмов.

Ежегодно фестиваль посещает все больше и больше молодых людей, после показа фильмы обсуждают в кулуарах и на форумах в интернете. Располагает ли, на ваш взгляд, добрый кинематограф воспитательным потенциалом, может ли влиять на мировоззрение, формировать духовно-нравственную культуру молодежи?

Доброе кино, на мой взгляд, не должно игнорировать те острые вопросы, которые стоят сегодня перед молодыми людьми. Алкоголизм и наркомания – это не только личная нравственная проблема, но и социально-экономическая, это духовная болезнь, которая требует врачевания. Человеку трудно освободиться от какой-либо страсти, от какого угодно вида зависимости. Кино может подсказать молодому человеку спасительный путь в плане преодоления того или иного комплекса, оно способно воздействовать на человека так, чтобы он захотел встать на этот путь. Просмотр фильма может оказаться поворотным моментом в чьей-то жизни. Для этого авторы должны мобилизовать все художественные средства.

Огромной силой воздействия обладают визуальные образы. Одному американскому актеру, страдавшему страстью к табакокурению, показали картину разрушения легких курильщика, после чего у него навсегда отпало желание курить. Содействие искоренению нравственных и социальных пороков является, несомненно, важной функцией нравственно ориентированного кинематографа. Кинематограф должен воспитывать в сознании молодых людей верность отечественным традициям, имеющим свое основание в мировоззренческих и нравственных ценностях христианства. Ценным является то, что в максимальной степени соответствует Евангельскому идеалу вечной жизни, ибо вне перспективы вечной жизни остается лишь нигилизм и ценностный релятивизм.

Беседовала Ольга Гордонова