Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин Благодать Божия в жизни людей
Благодать Божия в жизни людей PDF Печать E-mail
08.03.2015 00:00

 

Проповедь проректора Николо-Угрешской духовной семинарии священника Валерия Духанина на Литургии в Казанском храме Николо-Угрешского монастыря во вторую неделю Великого поста, посвященную святителю Григорию Палама, 8 марта 2015 г.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня второе воскресенье Великого поста. Церковь празднует в этот день память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. В чем же значение памяти святого Григория в этот день? Прошло две недели поста, и Церковь для поддержания наших усилий напоминает, что целью всех духовных трудов является стяжание благодати Божией.

Святитель Григорий жил в XIV веке, в его время возник очень непростой богословский спор о том, что представляет собой свет, который исходил от Христа в момент Преображения, и который созерцают монахи-подвижники. Святитель Григорий имел живой опыт молитвы и свидетельствовал, что этот свет – нетварный, это Божия благодать, от вечности пребывающая в Боге и подаваемая достойным людям.

Вообще, святые отцы говорят о том, что есть три вида света. Первый, наиболее очевидный для нас, – это свет физический, сияние солнца, без которого невозможна биологическая жизнь. Второй – свет человеческого ума и человеческого творчества, допустим, когда ученый обнаруживает какой-то закон, или мыслитель открывает какую-то истину, или поэт творит шедевр – они словно проливают свет на что-то очень важное в жизни земной. Но есть и третий вид света, без которого невозможно спасти свою душу – это нетварный Божественный свет.

Это тот свет, который воссиял во Христе на горе Преображения, когда «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 2). Этот свет исходил от лица пророка Моисея, когда он спустился с Синайской горы, так что он вынужден был покрывать лицо, поскольку народ не выносил этого сияния (Исх. 34:29–35). Этот свет осиял гонителя христиан Савла и произвел на него такое действие, что он стал самым великим проповедником веры Христовой, известным нам как апостол Павел. Нетварный Божественный свет неоднократно созерцал преподобный Сергий Радонежский. А преподобный Серафим Саровский просиял Божественным светом, беседуя с Николаем Мотовиловым. Мотовилов оставил такое свидетельство: «Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей – лицо человека, с вами разговаривающего… Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу и необыкновенную радость во всем моем сердце».

Божественный свет – это не иллюминация, не поражающая чувства фантасмагория, а живое присутствие Господа, исполняющего душу теплом, миром и радостью. И на высотах молитвенного делания подвижники удостаиваются созерцания нетварного Божественного света.

Вот об этом учил святитель Григорий Палама. Человек спасается не ученостью, не какими-то земными достоинствами, а стяжанием Божественной благодати. Святитель Григорий Палама приводил такой образ: одно дело – думать о каком-то сокровище, другое дело – обладать им. Вот так и в духовной жизни можно вроде бы помнить и рассуждать о Боге, но при этом быть крайне далеким от Него. Спасает душу только живая общность, единение с Господом. Но созерцание Господа, стяжание Его благодати возможно лишь для чистой души.

Конечно, если трезво взглянуть на свою собственную жизнь, то придется признать, что мы не можем похвалиться, будто стяжали Божию благодать. Мы богаты грехами, и если думаем, что наши души исполнены благодати, то обманываем самих себя. Но все же бывают в жизни каждого из нас такие моменты, когда чистое, искреннее раскаяние, молитва и таинства Церкви умиротворяют душу, проливают в сердце какой-то удивительный свет, и становится легче.

Знаю человека, который особо не задумывался о Боге, никто не учил его вере, но он решил принять Крещение, как говорят, просто за компанию, на всякий случай: вдруг в чем-то поможет. Во время чинопоследования Таинства он совершенно не понимал, что произносит священник, не понимал смысла обрядов, но своей душой совершенно точно почувствовал, что Бог есть, что Он совсем рядом, и что Господь прикоснулся его сердца, так, как будто кто-то вынул из глубин сердца груз грехов, а вместо этого там засиял свет, и душу наполнила радость. Благодать настолько привлекла к себе этого человека, что он посвятил себя Церкви.

Благодать Божия ведет к решительному расставанию с грехом, так что душа перестает испытывать тяготение к ранее привлекательной страсти. Один знакомый человек, Илья, входил в преступную группировку, занимался разбоем и вел крайне распутную жизнь. Как сам говорил, он жил с тремя женщинами, при этом искал четвертую. Когда находил четвертую, то одна из трех выпадала, а он снова не удовлетворялся и искал. Но случилось так, что весь этот образ жизни стал для него омерзительным, Илья обратился к Богу и изменил свою жизнь. Однажды он решил подвезти женщину, которая оказалась легкого поведения и предложила ему: «Хочешь, мы будем вместе? Я тебе скидку сделаю». На это Илья спокойно ответил: «Мне не надо ни со скидкой, ни бесплатно» и стал говорить с ней о Боге. Вот в этом тоже заключается действие благодати Духа Святого. Ибо человек, вкусивший Божию благодать, вкусивший от чистого родника, сторонится греховного удовольствия как грязной, зловонной лужи, из которой невозможно пить. Вот этой духовной стойкости, даруемой благодатью Божией, нам и следовало бы искать Великим постом.

Святитель Григорий Палама свидетельствовал, что Божия благодать являет себя не где-то там, за пределами мира, Божия сила и слава присутствуют не только в Раю, но Бог являет Себя в нашем мире, Он просвещает своей благодатью души верных Ему людей, и даже тело человека способно стать храмом Божиим.

И в общем-то вопрос человеческого счастья или несчастья сводится к очень простой истине – стяжал ли ты благодать Духа Святого или не стяжал. Человек, лишенный благодати, внутренне неспокоен и мучается, даже если весь одет в золото. А обретший сердцем нетварный Божественный свет уже имеет вечное счастье, ибо нет ничего дороже Бога, и если ты обрел Его благодать, то в твоем сердце – Рай. Да подаст всем нам Господь этот Рай и да сподобит стать причастниками Своего нетварного света. Аминь.

священник Валерий Духанин