Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин КТО НАШ ВРАГ?
КТО НАШ ВРАГ? PDF Печать E-mail

 

В первохристианской книге «Дидахи» («Учение двенадцати апостолов») приводится много цитат из Евангелия с небольшим толковательным расширением. Среди них есть такие простые слова: «Вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага».

Действительно, если мы будем любить того, кто нас ненавидит, то мы сами не станем считать его своим личным врагом. Кто любит других, у того нет врагов. И вот удивительный пример из современной нам жизни, подтверждающий эту истину.

Недалеко от шахты, в которую в 1918 году сбросили тела расстрелянной Царской семьи, находится маленький поселок с говорящим названием – Нейво-Шайтанский. Здесь в ночь на Рождество 2007 года пришлые наркоманы-грабители проникли в храм и стали рассовывать по мешкам иконы. Когда настоятель храма священник Олег Ступичкин заметил их и попытался остановить, они убили его, а тело пытались сжечь. Той же ночью убийц задержали на трассе. На следующий день после убийства к супруге отца Олега матушке Марине, у которой на руках осталось четверо детей, пришла жена одного из убийц с маленьким сыном. Матушка рассказывала: «Подле меня сидел мой ребенок, и наши дети пошли вместе играть. И кем мы должны были быть друг другу? Неужели врагами? Господь показал мне, что на самом деле ее доля труднее: меня превозносят, а ее поносят, у нее тяжелее крест. Я хотя бы 20 лет была счастлива, а она всего ничего успела с мужем пожить. Потом я попала в туберкулезную больницу с воспалением легких, и там Господь свел меня с людьми из тех, что убили моего мужа, – с наркоманами. Он раскрыл мне их, показал другую сторону жизни: темную, ее самое дно, и я поняла, приняла этих людей с их бедою… Ни минуты я не держала ни на кого зла – только очень больно было. Откуда силы для прощения брала? Силу эту только Господь может дать. Обиду держать – безумие. Ведь вот как удивительно получилось: один из убийц вразумился в тюрьме – веру обрел. С фото отца Олега не расстается». Вот так даже в этом трагическом случае Христос вновь одержал победу над диаволом – победу посредством любви.

Но разве христианин не замечает вокруг себя зла и несправедливостей? Да, замечает. Но в том-то и дело, что если думать, будто зло стало сущностью окружающих нас людей, если считать, что другие люди неисправимы, то зло искоренить невозможно. Лишь когда мы понимаем, что зло – инородно нам, что оно есть приразившаяся к людям болезнь, от которой можно исцелиться, тогда появляется в жизни уверенность, а в общении с ближними – надежда и взаимное доверие. Не своим недовольством, а только любовью можно исправлять окружающих.

На самом деле где-то в глубине души самого, казалось, отпетого негодяя еще может теплиться искра жизни, надежды, любви. Никто из преступников не был счастлив, но ведь к счастью стремятся все, в том числе и преступники. Просто они понимают счастье по-своему, а затем много страдают, не имея подлинной, возвышенной жизни.

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

Мы даже не представляем, насколько хорошими, глубокими и сердечными могут быть многие люди, которые поначалу производят впечатление сухих и озлобленных. Как часто оказывается, что за внешним ожесточением скрывается теплая, страдающая и любящая душа.

Знаю человека, который в школе слыл за бандита, наводил страх на окружающих, так что педагоги считали его неисправимым. А потом он пришел к Богу, поступил в семинарию, стал тихим и скромным, и теперь это прекрасный священник. Покаяние потому и действенно, что в глубине сердца самого отъявленного злодея еще не умер искренний, чистый, порядочный человек. Каясь и получая от Бога помощь, он может раскрыться, сбросив с себя всю шелуху дурного, которое всегда вторично по отношению к подлинной сути человека. Любовь к другому, даже когда он предстает как наш враг, показывает, что мы верим в возможность его нравственного воскресения, верим в то, что он еще не погиб.

Вспоминается еще реальный случай, произошедший во время недавней войны в Чечне. Попал к нашим солдатам раненый чеченский подросток. Его поместили в лазарет, где за ним заботливо ухаживала добрая медсестра. Подросток всё время злобно ругался, в сердцах говорил, что, когда вырастет, будет резать русских. Медсестра, услышав, спросила: «А меня тоже будешь резать?» Замолчал подросток, потом сказал: «Нет, тебя не буду». И больше не ругался.

Многое в жизни совершенно не так, как нам кажется. Мир не такой, каким мы его подчас видим своим испорченным взглядом. Причинение зла есть глубокая ошибка и трагедия творящего зло человека. И потому его надо прежде всего пожалеть, он готовит себе своим злом страшные беды.

В наши дни христианину особенно важно не смотреть на других как на разносчиков зла

В наши дни христианину особенно важно не противопоставлять себя окружающему миру как спасенного погибающим. Не смотреть на других людей как на заразу греха и разносчиков вируса зла. А, пытаясь сохранять внутреннюю свободу от соблазнов мира, видеть в людях неповторимых, созданных по образу Божию и призванных к вечности личностей. Такой подход и нас самих сохранит, и даст причиняющему нам зло человеку возможность стать чище и лучше. Тепло и любовь души способны растопить лед холодного сердца.

Священник Валерий Духанин

19 ноября 2014 года