Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин Цена любви – жертва
Цена любви – жертва PDF Печать E-mail

 

Проповедь проректора Николо-Угрешской духовной семинарии диакона Валерия Духанина на Чине погребения в Великую пятницу 18 апреля 2014 г.

Смотреть видео: http://www.youtube.com/watch?v=uZx434bSg4c&list=PLczg5g4PzMha7fwB7Y9wGIpS8AHNs2dMz

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Один подвижник благочестия рассказывал о своем детстве: он как-то сильно заболел, а его мама, переживая, сказала мужу: «Я готова отдать себя на растерзание, только бы он выздоровел». Это – подлинная, жертвенная любовь к другому, когда ты готов отдать свое, пожертвовать своим здоровьем, благополучием, самой жизнью ради другого человека, не ожидая лично себе взамен ничего. Это любовь христианская. Но такая любовь у людей существует лишь по образу Христа. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8), и Он явил Свою любовь тем, что ради нас пришел на землю, стал таким же человеком как мы, и из-за наших грехов был распят и умер.

Мы знаем, что все бедствия человечества произошли от греха. Срывая запретный плод, чтобы стать как боги, люди оказались без Бога, обрекли себя на бесконечные лишения здесь и на вечные муки там. Господь Иисус Христос не имел греха, был чист от малейшей тени зла, но вкусил страдания, полагавшиеся нам, дабы искупить нас от вечной смерти.

Обыкновенно мы оцениваем свои личные скорби как запредельные, нам часто кажется, что мера наших страданий слишком велика. Но если мы посмотрим на страдания нашего Спасителя, то увидим, что мера Его страданий была чрезвычайной и не было такой скорби, какую бы Он не претерпел.

В Гефсиманском саду Господь молился: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26: 38), Его переживания были даже до смерти. Практически все ученики из страха покинули Господа. Суд над Спасителем был самым несправедливым судом за всю историю человечества: Того, Кто воскрешал, исцелял, чудесным образом насыщал, приговорили к смерти словно лютого преступника.

У римлян существовал особый вид наказания: осужденного били бичем, состоявшим из трех кожаных ремней, снабженных металлическими и костяными остриями, которые разрывали спину человека, повреждая всё тело. Это наказание называлось «близкая смерть»: бичуемый обычно лишался чувств, а нередко и самой жизни. Спаситель перенес эту пытку. На Него в насмешку надели багряницу, а после, когда ткань уже присохла к кровавым ранам, ее отодрали и надели собственные одежды Спасителя, в которых полагалось идти на распятие.

Страдания распинаемого были велики и невероятно мучительны. Граненные гвозди пронзали нервные узлы, одно прикосновение к которым – страшнейшая боль. Распятого мучило удушье. Раны от гвоздей раздирались все больше, а каждое движение отзывалось ужаснейшей болью.

Спаситель принял смерть от рук злодеев и был погребен, приняв тем самым участь всякого человека. Тот, Кто воскресил четверодневного Лазаря, сына Наинской вдовы и двенадцатилетнюю отроковицу, добровольно принимает смерть и полагается во гробе. Мир держится на любви, но как говорил святитель Николай Сербский, «любовь – это радость, а цена любви – жертва. Любовь – это жизнь, а цена любви – смерть».

Обыкновенно мы очень скорбим о смерти близких нам людей. И это понятно. Если ты потерял родного, любимого человека, то как бы лишился части самого себя, стал одиноким. Но телесная смерть – это еще не трагедия.

Священное Писание и святые отцы говорят о том, что есть две смерти: духовная и телесная. Самая страшная смерть – это утрата Бога, когда наша душа через грех лишается благодати Святого Духа, утрачивает вечную жизнь, подпадая под муки ада. Грехи врачуются страданиями. А чтобы искупить грех всего мира, за него умер Сам Господь Иисус Христос.

Уникальность страданий Христа в том, что Он умер вообще за всех: за гонителей и творящих зло, и за гонимых и терпящих зло от других. За первых – чтобы они исправились, а за вторых –  чтобы их страдания не были бесполезными. Тем и другим нужен Христос: первым, чтобы они имели силы покаяться, а вторым, чтобы они обрели смысл в случившихся скорбях и несчастиях.

Смерть Христа становится спасением для нас, и значит, бояться нужно уже не смерти, как расставания с телом, а греха как духовной смерти. Ибо подлинная смерть – это когда ты без Бога.

Некоторое время назад умирал человек, занимавший в Следственном комитете очень высокий пост. Он был идейный коммунист, и когда-то давно приложил руку к ссылкам и даже расстрелам людей, исповедавших веру в Бога. Перед смертью, находясь в тяжелой болезни, он неожиданно попросил окружающих: «Позовите священника». «Ты же коммунист. Что случилось?» – в недоумении спрашивали находившиеся рядом люди. Он рассказал, что ему было видение: он увидел мучимых им людей на Небе, как они там молятся о его спасении. Теперь он ясно осознал, что гонимые им люди более счастливы, нежели он, что вся его борьба с верой в Бога была ужасной ошибкой. Жизнь без Бога оказалась жалкой иллюзией, а самое страшное, что только можно было представить – это смерть в противлении Богу и нераскаянных грехах. Священника пригласили, и бывший коммунист успел исповедоваться и причаститься Святых Таин Христовых. Реалии духовной жизни таковы, что участь страдающих намного выше тех, кто причиняет страдания. Участь терпеливо несущих свой крест высока, потому что эти люди следуют по пути Самого Христа.

Древнехристианский святой Игнатий Богоносец говорил, что если мы веруем, что Христос действительно пострадал за нас и воскрес, то и мы, христиане, должны в своей жизни понести страдания за Христа, дабы стать причастниками и Его воскресения.

Нам всем посылаются в жизни какие-нибудь страдания. Терпя их как заслуженные, а не гоняясь за своей человеческой правдой, перенося страдания с верой во Христа, мы становимся причастниками страданий Христовых, и это тот путь, на котором возможно деятельно приобщиться и Его воскресению.

Да поможет нам в этом Господь, добровольно принявший смерть ради нашего спасения. Аминь.

диакон Валерий Духанин