Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин Живая связь с Богом
Живая связь с Богом PDF Печать E-mail
07.06.2017 00:00

 

Мы видим охлаждение православных христиан к догматам веры. Говорят, что главное – быть хорошим человеком, что перегородки между религиями не достигают неба. Как объяснить верующим важность догматов в христианской жизни? На этот вопрос отвечают протоиерей Максим Козлов и иерей Валерий Духанин.

 

Проповедь должна говорить прежде всего о догматах нашей веры

Протоиерей Максим Козлов:

– В каждой национальной религиозной традиции есть свои достоинства, свои особенные черты, которые, как вообще в духовной жизни, в духовном возрастании могут быть достоинствами, а при отступлении – изъянами. Скажем, в традиции древней греческой Церкви был живой, большой интерес к вероучению и содержанию веры. И на уровне положительном, великом это выразилось в том горячем стоянии за веру, которое мы видим в опыте святых отцов, в свидетельстве Вселенских Соборов. Действительно, за йоту в иных случаях люди стояли до конца, невзирая ни на какие человеческие отношения. Но в качестве оборотной стороны это вело к тому, о чем писал святитель Григорий Богослов: нельзя пойти на рынок рыбу купить, чтобы не услышать, как об «единосущем», «подобносущем» спорили торговцы на рынке, вместо того чтобы продать тебе нужное и отпустить тебя с миром. И это превращалось в такого рода околобогословское суесловие. Это греческая традиция.

В русской традиции – не только в наше время, а всегда – был преимущественный акцент на хранение священного бытия церковного, целокупного этоса церковной жизни – это то, что в историю вошло с именем Святой Руси. Когда святость образа жизни была критерием и главным идеалом и нормой, к которым стремилась значительная, а в лучшие эпохи – и большая часть нашего народа русского. Но оборотной стороной того же доброго стремления становилось превращение священного бытия в священный быт, когда не вероучение, а обрядовая сторона жизни – вещи сами по себе неплохие, но второстепенные и выводные – становилась главнее, интереснее и занимала в душе и сознании христианина русского большее место, чем принципиальные догматы нашей веры. Здесь пунктиром отошлю к XVII столетию, к старообрядческому расколу и к тому, какую трагедию это привнесло в жизнь нашей Церкви.

В какой-то мере мы, увы, видим сохранение этого преимущественного внимания к обрядовой стороне церковной жизни и в нашу эпоху, с наложением и парадоксальным сопряжением с секулярным либерально-богословским подходом о равнозначности всякой веры, о том, что все религии якобы говорят об одном и том же Боге и ведут к одному и тому же.

Как этому можно противостоять? Один из путей – религиозное просвещение, так как только от невежества можно придерживаться подобных воззрений сознательно. Второй путь – это церковная проповедь, может быть прежде всего даже с амвона, которая бы концентрировалась, как это было у великих проповедников нашей Церкви XIX века, не только на этике и тем более не на каких-то повседневностях, а именно на принципиальных догматах нашей веры, чтобы священник, говоря о евангельском событии, раскрывал его вероучительно-догматическую значимость. И третье – это стремление возродить опору на Священное Писание как на главную и принципиальную веху и фундамент нашей веры. Нужно стремиться к тому, чтобы не брошюры тех или иных прославленных или не прославленных подвижников благочестия, а Слово Божие было тем, о важности приобщения к чему христианин бы слышал в церкви прежде всего. Священное Писание должно быть книгой, которую человек, входя в храм или в церковную лавку, видел бы в первую очередь, а уже потом – некие упрощающие и десятистепенные по значимости брошюры.

Без четких догматов христианин перестает быть православным

Священник Валерий Духанин:

– Христианин без догматов – это как внутренне потерявшийся воин, который не знает, за что воюет. Солдат, не могущий различить родное от неродного, легко перейдет к врагу. Без четких догматов христианин перестает быть православным. Святые отцы строго хранили догматы; напротив, ереси появлялись оттого, что кто-то считал догматы малозначимыми. И Арий, и Несторий, и родоначальник монофизитства Евтихий с точки зрения мирского общества были подвижниками, внешне образцовыми христианами, но извратили догматы и в итоге утратили Бога.

В «Луге духовном» рассказывается о старце Кириаке, к которому как-то за духовным советом пришел человек, общавшийся с несторианами. Старец увещал его перейти в Православие, но тот говорил, что каждая конфессия настаивает: спасение только у них. Он просил старца помолиться, чтобы Господь явно показал, какая вера истинная. После длительной и усердной молитвы старца человеку был показан ад, где находились Арий, Несторий, Евтихий, Ориген и другие подобные им. Ангел сказал человеку: «Это место уготовано еретикам и тем, кто им последует».

Поэтому спасти свою душу за счет одной нравственности не получится. Внешне порядочными, хорошими людьми были и фарисеи, которые тщательно блюли закон, выступали за нравственность, но отвергли Христа. Ад наполнен душами людей, которые делали свое человеческое добро, но не заботились о чистоте своей веры.

Христианин – не «просто хороший человек», а тот, кто верует во Христа, а точнее – кто верен Христу. Но как веровать во Христа, если ты не будешь знать, Кто такой Христос? Как ты можешь быть христианином, не имея элементарного представления о том, что вкладывается в исповедание Бога-Троицы? Чтобы правильно веровать, необходимо не только стремиться к Богу своей душой, своим сердцем, но иметь и правильное представление о Боге. Догматы – это знак нашей верности и нашей принадлежности Богу и Его Святой Церкви.

Еще нужно сказать, что догматы в своей основе – это открытые Богом истины, это то, что в Священном Писании Господь открыл о Себе, о Своем творении, о добре и зле, о том, как Он спас нас. На Вселенских Соборах вырабатывались словесные формулировки, но содержанием для них всегда были истины Священного Писания. Поэтому погрешность против догмата – всегда погрешность против Священного Писания, против Божия Откровения.

Догматы – это указатели, векторы, показывающие, по какому пути нашему разуму идти, чтобы прийти к познанию Бога и не заблудиться в дебрях собственных бесплодных фантазий. Догматы становятся мертвыми для тех, кто, вроде бы признавая Бога, не имеет в сердце живой молитвы к Богу, не оживляет свою веру действительным общением с Господом. Для верующего человека догматы – живая связь с Богом.

По материалам сайта pravoslavie.ru