Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин О скудости и Божьем присутствии
О скудости и Божьем присутствии PDF Печать E-mail
29.01.2017 00:00

 

Проповедь священника Валерия Духанина на Всенощном бдении в Казанском храме Николо-Угрешского монастыря 28 января 2017 г. на 10-е евангельское чтение на воскресной утрене (Ин. 21: 1 – 14).

 

   Скачать

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Мы слышали Евангелие, повествующее о третьем явлении Воскресшего Господа Своим ученикам. Это произошло в самых обычных, бытовых условиях, – ловля рыбы, – как и вообще всё подлинно великое, всё что от Бога, подавалось людям не в масштабно-космических демонстративных представлениях, а в самых простых и бытовых ситуациях.

Так, праотцу Аврааму Святая Троица явилась не в виде космических знамений, а в виде трех странников в дневную жару у обычного дуба, когда престарелый Авраам просто сидел у входа в шатер свой. Моисею Бог явился, когда тот пас скот, и Бог явился в простом кусте, объятом пламенем. Пророку Илии Бог является в тихом веянии ветра – ничего демонстративного, ничего масштабно-великого, всё просто и естественно, а внутри мир и радость души – таковы видения от Бога. И вот теперь Воскресший Господь явился Своим ученикам во время их будничных занятий – рыбной ловли. И Авраам, и Моисей, и апостолы – все были заняты каким-то конкретным трудом, трудились на земле, не мечтали и не искали откровений, за их-то смирение им и является Бог. И это значит, что Бог присутствует рядом не когда мы думаем, что творим что-то великое и не когда мы ожидаем чего-то великого и каких-то видений, а в самых простых наших делах Он находится рядом, Он видит и слышит. И потому есть такое духовное правило: каждое наше бытовое дело, начиная с чистки картофеля и мытья посуды и завершая административными полномочиями, надо совершать так, как бы это дело было поручено Самим Богом. И тогда в любом деле мы будем с Богом, а раз с Богом, то и Бог будет с нами.

И вот Петр говорит собратьям: «Иду ловить рыбу», а остальные ответили: «Идем и мы с тобой». Казалось бы, что тут такого: иду рыбу ловить. Сколько у нас сейчас рыбаков даже в зимнее время сидят с удочками у лунок, закутавшись в тулупы, и испытывают от этого удовольствие. Сколько рыбаков похваляется тем, какую большую рыбы они выловили. А дело всё в том, что в наше время рыбалка – это развлечение или форма отдыха. Во времена же апостолов в далекой Галилее – рыбалка зачастую являлась единственным способом прокормить семью и выжить.

И вот апостолы идут в ночь ловить рыбу – не ради отдыха и не ради развлечения, а чтобы иметь пропитание, кормить своих родных и близких, но увы, они не поймали ничего – и ничем питаться, и не на что жить в ближайшие дни. Можно быть святым человеком, можно быть апостолом, но у тебя всё равно ничего не получится, если нет на это воли Божией.

Настало утро, а сети пустые. Какое разочарование. Зато этой пустоты не было на берегу – там стоял Сам Господь. Он Творец мира и Он же Воссоздатель, Спаситель. Что стоило Ему наполнить их сети еще ночью? Но тогда бы люди так и думали, что всё происходит само по себе, без участия Бога. А еще, иногда нам кажется, что раз ничего не получилось, раз планы разрушились, сети пусты, то значит Бога как бы рядом и нет, ведь Он не помог. А оказывается Он рядом, Он смотрит, как мы терпеливо складываем свои пустые сети в свои лодки, и в конечном итоге Он помогает тому, кто верен Ему, верен не ради рыбы, не ради наполненных сетей или набитых кошельков и карманов, а просто верен Христу ради Самого Христа.

Что еще сказать? Апостолы собрались ради общего дела – ловли рыбы, но какие же они все были разные. Здесь Петр, который всегда отличался горячностью, всегда со рвением спешил вперед, и вот он едва услышал, что неожиданно явившийся Странник – это Господь, как Петр, не задумываясь, тут же кидается в море и вплавь плывет ко Христу. Здесь же и Фома, которому мало увидеть, но надо еще и потрогать, чтобы поверить – это пример такого непосредственного осязаемого опыта: чего сам не потрогал, в том не убежден. Здесь Нафанаил, который некогда услышав о Христе, сказал: «Из Назарета может ли быть что доброе?», он всё испытывал по Писанию, это пример рационально-критичного отношения. И здесь же был ученик, которого любил Иисус, а любил потому, что в душе этого ученика тоже была любовь, не горячность и не рационализм, не щепетильное, недоверчивое исследование Писаний, а любовь, которой и открывается Бог, ибо Бог есть Любовь. Вот этот-то ученик единственный и прозрел, что явившийся на берегу – Спаситель Христос.

И дальше было уже всё: заполненные до краев сети – чудесный улов рыбы, и чудесно приготовленная трапеза на берегу, и обед с Самим Господом Иисусом Христом. Потому что если ты с Богом, то у тебя будет всё. А если ты без Бога, то пустота будет не только в сетях или на крючке твоей удочки – но и в дорогом автомобиле, и в богатом коттедже, и в роскошном офисе – везде будет пусто, потому что пустоту души заполнить может только Бог.

Где-то в Священном Писании, а точнее у апостола Павла в послании к ефесянам сказано, что Церковь есть полнота Наполняющего всё во всем. Наша Церковь – от апостолов, они и при внешней скудости имели полноту благодатных даров, «ничего не имели, но всем обладали», и до сих пор Церковь – это полнота всех даров, необходимых нам для спасения. Но там сказано, что эта полнота – от Того, Кто наполняет всё во всем. Бог не есть Бог скудости, Он – Бог преизобильных даров, но чтобы это ценить, нам надо пройти через скудость.

И вот, братья и сестры, мы все тоже очень разные люди, как и апостолы, отличаемся темпераментами и характерами, способностями, отношением к жизни. У каждого свои духовные силы. Но Господь Своим премудрым Промыслом подчас поставляет нас, таких разных, вместе, чтобы так же вести какую-то свою «рыбную ловлю», вместе что-то созидать, делать, устраивать. Подчас кажется, что ничего не получается, вот как апостолам не удавалось поймать за целую ночь ни единой рыбки. И где же здесь Бог, почему Он не помогает? Уже закончен рабочий день, закончен целый период работы, а плодов вроде бы нет.

А Бог находится рядом, Он стоит рядом с нами в нашей скудости и наших неудачах, Он ждет, что и мы также терпеливо будем складывать свои пустые сети в свои скромные лодки, чтобы потом вновь идти на этот изнурительный труд. Но и нам уготована чудесная трапеза, если мы идем ко Христу не ради полных сетей. И прозреть Христа в этом может только тот, кто, как и апостол Иоанн, имеет любовь. Любить Бога в самых трудностях и лишениях – значит, прозреть Божье присутствие, увидеть, что Он здесь и рядом. А раз рядом, то Он не оставит. Бог всегда помогает, но не всегда так быстро, как нам этого хочется.

Вот дай Господь всем нам эту веру и эту любовь. Аминь.

священник Валерий Духанин