Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин Православный приход мечты
Православный приход мечты PDF Печать E-mail
26.09.2016 00:00

 

Альманах "Лодка" собрал мнение священников о том, каким должен быть православный приход. Свое мнение в рамках материала альманаха высказал проректор Николо-Угрешской Духовной семинарии иерей Валерий Духанин.

 

о._Александр_Борисов

Протоиерей Александр Борисов
настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине (Москва)
Одна семья и свобода выбора

Основа любого при­хода — бого­слу­же­ние, Евха­ри­стия. При­ходы же в раз­ных местах неиз­бежно раз­ные — в цен­тре Москвы и в спаль­ном рай­оне, в городе и в селе. Здесь не может быть еди­ного пра­вила. Очень вер­ное опре­де­ле­ние при­хода дал Свя­тей­ший Пат­ри­архкото­рый ска­зал, что важно созда­вать именно общины, чтобы люди себя ощу­щали как одна семья. Гос­подь так и заду­мал Цер­ковь. И пер­вая Цер­ковь дей­стви­тельно была общи­ной.

Иде­аль­ный при­ход — это все­гда некая мечта. На при­ходе жела­тельно орга­ни­зо­вать молит­вен­ные группы (в кото­рых, напри­мер, матери молятся о своих детях), обя­за­тель­ную кате­хи­за­цию (от дли­тель­ной до более корот­кой), создать воз­мож­но­сть сов­мест­ной тра­пезы при­хо­жан. Непре­менно должна быть вос­крес­ная школа. При каж­дой пра­во­слав­ной общине хорошо иметь доста­точно боль­шой дом при­хода. Очень жела­тельно, осо­бенно для города, чтобы был спорт­зал — это важно и для моло­дежи, и для людей зре­лого воз­раста. Еще очень важно было бы при каж­дом храме орга­ни­зо­вать бога­дельню, хотя бы на 15 – 20 мест, для пожи­лых чле­нов при­хода, кото­рые отдали Церкви всю жизнь. Важно на при­ходе и окорм­ле­ние неиму­щих, хотя бы два-три раза в неделю. Жела­тельно вовле­кать всех при­хо­дя­щих в храм в при­ход­скую жизнь. Напри­мер, в группы изу­че­ния Свя­щен­ного Писа­ния. Такие еже­не­дель­ные встречи полезны именно для сози­да­ния при­хода. Но есть люди, кото­рым трудно нахо­диться в группе. При­нуж­дать здесь не сле­дует, нужно оста­вить сво­боду выбора каж­дому чело­веку.

Александр_Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко
настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря
Внутреннее единство

При­ход дол­жен быть устроен по прин­ципу семьи. При­ход — боль­шая семья, где все друг к другу отно­сятся с любо­вью и по-доб­рому. Таких при­хо­дов много, но я счи­таю, непра­вильно назы­вать их хоро­шими или нехо­ро­шими. Это как гово­рить про семьи: смот­рите — пло­хая семья, хоро­шая семья. Согла­си­тесь, зву­чит, мягко говоря, странно.

Труд­но­сть при­ход­ской жизни в том, что со вре­ме­нем в при­ходе могут созда­ваться какие-то замкну­тые кружки. Люди много лет ходят в храм, друг с дру­гом позна­ко­ми­лись, и им не нужно новое обще­ние. Поэтому нужно стре­миться, чтобы при­ход был живым, рас­ту­щим, раз­ви­ва­ю­щимся.

Мне кажется, что на при­хо­дах должны быть какие-то объ­еди­ня­ю­щие слу­же­ния, когда люди зани­ма­ются живым, насто­я­щим делом. Важно внут­рен­нее един­ство: готов­но­сть прийти друг другу на помощь, под­дер­жать.

Алексий_Ястребов




Протоиерей Алексий Ястребов
настоятель прихода святых жен-мироносиц в Венеции
Наше место — лучшее для нас

При­ход мечты? А «здесь и сей­час» будет зву­чать слиш­ком само­до­вольно? На самом деле, это не шутка. Ведь если мы верим, что Гос­подь ста­вит нас, свя­щен­ни­ков, туда, куда нуж­нее для нас и для наших пасо­мых, то и полу­ча­ется, что наше место слу­же­ния есть луч­шее, что для нас может суще­ство­вать! Это не озна­чает, конечно, что нас должно все абсо­лютно устра­и­вать или мы должны поко­иться на вооб­ра­жа­е­мых лав­рах.

Иде­аль­ный при­ход опи­сан в Апо­ка­лип­сисе — это Цар­ствие Небес­ное. Все осталь­ные — это реплики иде­аль­ного, по-сво­ему стре­мя­щи­еся к совер­шен­ству, но еще не достиг­шие его. Вот почему ино­гда начи­на­ешь видеть в каком-то при­ходе «общину твоей мечты», а потом видишь, что и там все совсем не про­сто.

В Ита­лии очень друж­ные общины в Риме (Николь­ский и Ека­те­ри­нин­ский при­ходы), Милане, Бер­гамо, Боло­нье… Загра­нич­ные общины осо­бен­ные. Здесь у нас нет обще­ствен­ного фун­да­мента, как в Рос­сии и дру­гих стра­нах с пра­во­слав­ным насе­ле­нием. Если свя­щен­нику в Рос­сии, Бело­рус­сии или Казах­стане потре­бу­ется помощь главы рай­она, он ее полу­чит. Здесь же рас­счи­ты­вать на бес­ко­рыст­ную и заин­те­ре­со­ван­ную помощь мест­ных не при­хо­дится. Они помо­гают своей Церкви. Точно так же, как у нас дома люди помо­гают своей.

Самое же глав­ное, как мне кажется, это чтобы община была семьей во Хри­сте, когда люди соби­ра­ются в храме не только потому, что совер­ша­ется важ­ней­шее Таин­ство веры, но и потому, что они рады вновь уви­деть друг друга.

Я убеж­ден, что место встречи насто­я­теля и при­хо­жан — это гор­нило, в кото­ром очи­ща­ются, совер­шен­ству­ются их души. Тер­пе­ния при­хо­дится набраться и пас­тырю, и овцам. И как не выби­рают семью, так и не выби­рают при­ход. В этом я вижу осо­бое ука­за­ние Божие.

Что каса­ется выбор­но­сти духо­вен­ства. Мне кажется, что очень опасно при­ме­нять те пра­вила, кото­рые быто­вали в Древ­ней Церкви, к сего­дняш­нему дню. Иначе мы впа­даем в про­те­стант­ство, осно­ва­тели кото­рого из луч­ших побуж­де­ний «очи­стили» хри­сти­ан­ство, сами при этом оста­ва­ясь людьми сво­его века. Это при­вело к печаль­ным послед­ствиям.

Цер­ковь меня­ется вме­сте с обще­ством, но не пле­тется у него в хво­сте, а живет пол­ной жиз­нью со своим гла­вой и стерж­нем — Хри­стом. Обще­ство, госу­дар­ства, семьи живут пол­но­цен­ной жиз­нью лишь в той мере, в кото­рой они при­об­ща­ются Ему. В какие-то вре­мена, навер­ное, было воз­можно уза­ко­нить избра­ние свя­щен­ника общи­ной. В наше время в массе слу­чаев это неце­ле­со­об­разно из-за него­тов­но­сти к таким ответ­ствен­ным реше­ниям как общины, так и самого свя­щен­ника. Но, тем не менее, не вижу, что бы могло поме­шать общине в каж­дом отдель­ном слу­чае выдви­гать сво­его кан­ди­дата, обго­ва­ри­вая его вся­кий раз с пра­вя­щим архи­ереем. Знаю мно­же­ство при­хо­дов, вырас­тив­ших своих нынеш­них пас­ты­рей. Епи­скопы в таких слу­чаях часто идут навстречу.

Если чело­век, кото­рый регу­лярно посе­щает бого­слу­же­ния, не хочет вхо­дить в более тес­ное обще­ние на при­ходе, то, думаю, надо оста­вить его в покое и не доса­ждать ему, пока он сам не почув­ствует, что настало время для пол­но­цен­ного вхож­де­ния в евха­ри­сти­че­скую семью. При этом есть много при­ход­ских ини­ци­а­тив, очень сбли­жа­ю­щих людей, — это сов­мест­ное про­ве­де­ние досуга, палом­ни­че­ские поездки, мис­си­о­нер­ские походы.

Могу рас­ска­зать о нашем при­ходе. Мы — палом­ни­че­ский при­ход, поэтому должны быть открыты 24 часа в сутки для вся­кого сту­ча­щего в двери храма. А еще мы гото­вимся стро­ить храм и нуж­да­емся в помощ­ни­ках.

Александр_Пономаренко
Протоиерей Александр Пономаренко
настоятель Свято-Троицкого храма в Желтых Водах Криворожской епархии (Украина)
Радостный священник — радостный приход

При­ход для насто­я­теля — то же самое, что жена для мужа. Когда совер­ша­ется хиро­то­ния над буду­щим свя­щен­ни­ком, его три раза обво­дят вокруг пре­стола и поют те же самые пес­но­пе­ния, что и на вен­ча­нии. Можно ска­зать, что уже заочно свя­щен­ника вен­чают с буду­щим его при­хо­дом. Он его дол­жен любить всю свою жизнь, какие бы там ни были при­хо­жане. Есть народ­ная посло­вица: каков поп, таков и при­ход. Будет свя­щен­ник дре­му­чий — будет при­ход дре­му­чий. Будет радост­ный свя­щен­ник будет и при­ход радост­ным.

Насто­я­теля обычно назна­чает пра­вя­щий архи­ерей. Есть опыт помест­ных Церквей, где народ сам выби­рает насто­я­теля. Но нам пока не жела­тельна подоб­ная прак­тика: народ у нас недо­ста­точно про­све­щен­ныйи насто­я­теля выбе­рет по сво­ему образу и подо­бию. Что может создать боль­шие про­блемы для архи­ерея.

Бывает, что чело­век ходит на бого­слу­же­ния, но вообще не участ­вует в жизни при­хода. Но ведь во время Литур­гии, перед при­ча­стием, свя­щен­ник молится: «Нас же всех, от еди­наго Хлеба и Чаши при­ча­ща­ю­щихся, соедини друг ко другу во еди­наго Духа Свя­таго при­ча­стие». Зна­чит, мы при­ча­ща­емся Тела и Крови Хри­сто­вой и соеди­ня­емся с Ним и духовно, и телесно. И мы соеди­ня­емся друг с дру­гом во время Евха­ри­стии. Жела­тельно чело­веку выбрать себе общину, быть в ней, полю­бить дру­гих при­хо­жан. Если чело­век при­ча­ща­ется в раз­ных церк­вях, мне кажется, это ненор­мально.

Когда община выро­сла духовно, тогда уже видны плоды Духа Свя­таго, тогда начи­на­ется актив­ная соци­аль­ная и про­чая работа. Тогда уже не надо свя­щен­нику напо­ми­нать, что нужно ходить к боль­ным, — люди сами будут это делать. Что такое нести крест Хри­стов? Это когда мы смот­рим друг на друга гла­зами Хри­ста. И точно так нам Гос­подь дал и руки, чтобы мы при­ка­са­лись к дру­гим руками Хри­ста. И нам дал Гос­подь и стопы наши, чтобы мы шли туда, где нужен Хри­стос. Вот это и есть Хри­сти­ан­ство.

Василий_Биксей
Протоиерей Василий Биксей
настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле (Москва)
Каждый найдет себя

При­ход­ская жизнь напол­нена одной глав­ной меч­той, самой важ­ной для хри­сти­а­нина, — это спа­се­ние. При­ход помо­гает чело­веку к этой мечте дви­гаться. Глав­ное, что совер­ша­ется в хра­мах, — Литур­гия. Это корни и ствол при­ход­ского дерева, но на нем должны быть еще и раз­лич­ные веточки, листочки, чтобы каж­дый чело­век, сохра­няя свою инди­ви­ду­аль­но­сть, смог найти себя на этом при­ходе — в молитве, в соци­аль­ной работе, в спор­тив­ных заня­тиях, в теат­раль­ных, твор­че­ских, музы­каль­ных направ­ле­ниях.

В Север­ном адми­ни­стра­тив­ном округе Москвы, напри­мер, много моло­дых при­хо­дов, кото­рые активно вли­ва­ются в обще­ствен­ную жизнь. Бла­го­даря этим при­хо­дам про­во­дится боль­шое коли­че­ство раз­ных обще­ствен­ных меро­при­я­тий — фут­боль­ные тур­ниры, балы для моло­дежи и т. п. Вот таким, мне кажется, дол­жен быть совре­мен­ный при­ход. Реаль­ный, а не при­ход мечты.

И таких при­хо­дов много. Напри­мер, храм свя­того бла­го­вер­ного вели­кого князя Димит­рия Дон­ского в Север­ном Бутове, где насто­я­тель — отец Андрей Алек­сеев. При­ход еще моло­дой, а на его базе не только вос­крес­ная школа, но и теат­раль­ная школа, музы­каль­ная сту­дия, кино­сту­дия. Но, чтобы вести такую обще­ствен­ную при­ход­скую жизнь, совре­мен­ный храм дол­жен иметь место для реа­ли­за­ции всего пере­чис­лен­ного. Когда при храме есть пло­щадка, где все это раз­ви­ва­ется, то поти­хо­нечку и тот мир, кото­рый вокруг нас, начи­нает пре­об­ра­жаться.

Георгий_Крылов
Протоиерей Георгий Крылов
настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино (Москва)
Икона Царствия Небесного и служение святых

Иде­аль­ный при­ход — это икона Цар­ствия Небес­ного. Любой при­ход ори­ен­ти­ру­ется на эту Небес­ную модель. В Цар­ствии Небес­ном зани­ма­ются соци­аль­ной дея­тель­но­стью? Да, ведь ангелы и свя­тые только и делают, что хода­тай­ствуют перед Богом за людей. В Цар­ствии Небес­ном — еди­не­ние со Хри­стом, во Хри­сте. На Литур­гии веру­ю­щие соби­ра­ются на сов­мест­ную молитву, стре­мясь к един­ству во Хри­сте.

Для каж­дого из при­хо­дов суще­ствуют образцы, на кото­рые храм ори­ен­ти­ру­ется. Мы, напри­мер, создали про­грамму «При­ход­ской уни­вер­си­тет», ори­ен­ти­ру­ясь на Князе-Вла­ди­мир­ский храм в Петер­бурге, где когда-то был подоб­ный уни­вер­си­тет.

Насто­я­тели храма часто ори­ен­ти­ру­ются на при­ход сво­его духов­ника. Еще для меня ори­ен­ти­ром былпри­ход Николы в Куз­не­цах, где слу­жил отец Все­во­лод Шпил­лер. Кроме того, я думаю, для каж­дого свя­щен­ника ори­ен­ти­ром явля­ются те при­ходы, кото­рые он любил, когда был юным. Я был алтар­ни­ком в храме Петра и Павла, и запом­нил устро­е­ние этого храма, запом­нил заме­ча­тель­ного насто­я­теля, отца Ана­то­лия Нови­кова, вете­рана войны. Из исто­рии, при­чем не такой дале­кой, мы знаем при­ходы, на кото­рых слу­жили свя­тые. Напри­мер, при­ход Иоанна Крон­штадт­ского или при­ход отца Алек­сия Мечева.

У нас были и при­ходы, кото­рые явля­ются анти­о­ри­ен­ти­рами. На них нередко слу­жили свя­щен­ники, кото­рые там были аген­тами КГБ. Если вспо­ми­нать совет­ское время, тогда при­ход­ская жизнь если и суще­ство­вала, то была скрыта от внеш­них глаз, воз­ни­кала на глу­хих дере­вен­ских при­хо­дах, куда не дохо­дила рука КГБ.

Сегодня «ано­ним­ных при­хо­жан», кото­рые при­хо­дят только на испо­ведь, но в жизни при­хода не участ­вуют, ста­но­вится все меньше и меньше. Испо­ве­ду­ю­щий свя­щен­ник, как пра­вило, этих людей под­тал­ки­вает к уча­стию в при­ход­ской жизни.

Есте­ственно, у каж­дого при­хода есть своя спе­ци­фика. У нас на при­ходе, напри­мер, это при­ход­ской уни­вер­си­тет — доба­ка­лаври­ат­ский уро­вень обра­зо­ва­ния. Где-то спе­ци­фика — осо­бое соци­аль­ное слу­же­ние, напри­мер, актив­ная работа с заклю­чен­ными. К кате­хи­за­ции тоже у каж­дого свой под­ход. Есть при­ходы, кото­рые наби­рают людей для дли­тель­ной кате­хи­за­ции. Бывают при­ходы, кото­рые ведут актив­ную работу с моло­де­жью. Спе­ци­фика при­хода часто свя­зана с быв­шей про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­стью насто­я­теля, с его хобби, с инте­ре­сами людей, кото­рых при­ход объ­еди­няет.

Лонгвиненко

Протоиерей Григорий Логвиненко
преподаватель факультета социальных наук ПСТГУ и РПУ, кандидат богословия, выпускник факультета психологии МГУ, христианский психолог
По возможности уйдем от трудного разговора

«При­ход мечты»? Зву­чит настолько смело и наивно, что при­дется гово­рить ско­рее о «мечте моего при­хода», чтобы по воз­мож­но­сти уйти от серьез­ного и труд­ного раз­го­вора о про­бле­мах реаль­ной при­ход­ской жизни, затра­ги­ва­ю­щего вопросы цер­ковно-кано­ни­че­ского свой­ства. Эти вопросы неиз­бежно при­вели бы к обсуж­де­нию дей­ству­ю­щего поло­же­ния «О при­ходе», выра­бо­тан­ного и при­ня­того Цер­ко­вью в дей­ству­ю­щем Уставе РПЦ в каче­стве обя­за­тель­ного руко­вод­ства к испол­не­нию. Дей­ству­ю­щий Устав о при­ходе — это дог­ма­ти­че­ская и цер­ковно-пра­во­вая основа, кото­рая задает нам кано­ни­че­скую струк­туру, дает отправ­ную точку в про­стран­стве духов­ной жизни для даль­ней­шего твор­че­ства и раз­ви­тия.

Изби­рать насто­я­теля или назна­чать сверху? На мой взгляд, опре­де­ля­ю­щий момент иде­аль­ного устро­е­ния при­ход­ской жизни — дости­же­ние рав­но­ве­сия двух начал (собор­ного и иерар­хи­че­ского): насто­я­тель изби­ра­ется общи­ной и утвер­жда­ется пра­вя­щим архи­ереем. В совре­мен­ной прак­тике, по-види­мому, про­ис­хо­дит ровно наоборот, даже если община пыта­ется быть услы­шан­ной.

Успеш­ный при­ход — это община, это духов­ная семья, кото­рая собра­лась вокруг Хри­ста, собра­лась сов­мест­ными уси­ли­ями хариз­ма­ти­че­ски ода­рен­ного пас­тыря и актив­ных мирян. Мно­гое уда­ется достиг­нуть тем общи­нам, кото­рые соби­ра­ются вокруг духовно ода­рен­ных отцов-насто­я­те­лей, вдох­нов­лен­ных каж­дый в свою меру духов­ной жизни неис­чер­па­е­мым сокро­ви­щем свя­то­оте­че­ского насле­дия.

В каче­стве живого пози­тив­ного при­мера я могу сослаться на общину, собран­ную насто­я­те­лем одного из мона­сты­рей Твер­ской епар­хии — Николо-Малиц­кого мона­стыря. Насто­я­телю этого мона­стыря — игу­мену Борису (Тулу­пову) уда­лось не только постро­ить и укра­сить храм — копию Вато­пед­ского, — но и вве­сти в мона­стыре афон­ское чте­ние, пение, бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти и обы­чаи хри­сти­ан­ской кино­нии (обще­жи­тия). И это все при том, что бра­тия мона­стыря состав­ляет всего несколько чело­век.

Одной из важ­ней­ших, без­условно, явля­ется задача, о кото­рой посто­янно гово­рит Свя­тей­ший Пат­ри­арх Кирилл, — необ­хо­ди­мо­сть орга­ни­за­ции реаль­ного соци­аль­ного слу­же­ния на при­хо­дах в самом широ­ком смысле этого поня­тия. Сюда отно­сятся про­блемы духов­ного и бого­слов­ского про­све­ще­ния, кате­хи­за­ции, огла­си­тель­ных бесед перед Кре­ще­нием, вос­крес­ных школ для взрос­лых и детей… Мне пред­став­ля­ется, что внутри службы соци­аль­ной помощи в при­ходе, если тако­вая име­ется, конечно, не послед­нюю роль играет широко обсуж­да­е­мая в Церкви про­блема при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния и вырас­та­ю­щая из нее воз­мож­но­сть вза­и­мо­дей­ствия пас­ты­рей Церкви и свет­ских хри­сти­ан­ски ори­ен­ти­ро­ван­ных пси­хо­ло­гов. Эта служба, обра­щен­ная к запро­сам и потреб­но­стям живого чело­века, при­хо­дя­щего в храм, на мой взгляд, могла бы стать мощ­ной ресурс­ной точ­кой ста­нов­ле­ния и роста совре­мен­ного при­хода и пре­вра­ще­ния его в здо­ро­вую хри­сти­ан­скую общину.

Николай_Балашов
Протоиерей Николай Балашов
настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
Работать, а не мечтать

Я не из меч­та­те­лей. Поскольку я чело­век уже немо­ло­дой, пред­по­чи­таю, пока Бог дает время жизни, рабо­тать над сози­да­нием при­хода. А как полу­ча­ется — не мне судить.

Геронимус
Священник Георгий Геронимус
настоятель строящегося храма Всемилостивого Спаса в Митино (Москва)
Как и семья, каждый приход — уникален

Мне кажется, пра­виль­ный при­ход — это как семья. В семье люди могут иметь раз­ные инте­ресы, быть раз­ного воз­раста, ино­гда даже кон­флик­то­вать, но при этом они все­гда пом­нят, что их свя­зы­вает нечто важ­ное. В хоро­шем при­ходе отно­ше­ния должны быть такие же, как в семье. К сожа­ле­нию, на наших боль­ших город­ских при­хо­дах часто бывает так, что люди ино­гда годами ходят в один и тот же храм, встре­ча­ются, но часто не зна­комы друг с дру­гом. В иде­аль­ном при­ходе люди не про­сто зна­комы, а чув­ствуют духов­ное род­ство.

Как и семьи, каж­дый при­ход — уни­ка­лен. Мы, хри­сти­ане, едины в глав­ном — мы все оди­на­ково верим в то, что Хри­стос — Сын Божий, при­шед­ший на землю, чтобы нас спа­сти, верим во все то, о чем гово­рится в Сим­воле веры. А в каких-то вто­ро­сте­пен­ных вещах — в том, как при­ход может быть устроен, как при­ход может быть укра­шен, как орга­ни­зо­вано рас­пи­са­ние бого­слу­же­ний, и во мно­гом дру­гом — у нас раз­но­об­ра­зие.

Пол­но­стью иде­аль­ных при­хо­дов не суще­ствует — у всех бывают слож­но­сти, нестро­е­ния, иску­ше­ния. Мне видится близ­ким к иде­аль­ному при­ход свя­того пра­вед­ного Алек­сия Мечёва. И там были какие-то свои слож­но­сти, нестро­е­ния, осо­бенно уже после кон­чины свя­того пра­вед­ного Алек­сия, но он создал дей­стви­тельно креп­кую общину.

Спа­се­ние и хри­сти­ан­ская жизнь воз­можны вне при­хода. Напри­мер, у нас есть много свя­тых отшель­ни­ков-мона­хов, кото­рые ухо­дили из мира, жили в пустыне. Но это путь очень труд­ный и слож­ный. Гораздо проще все-таки жить хри­сти­ан­ской жиз­нью при под­держке еди­но­мыш­лен­ни­ков.

Как в семьях у людей раз­ные про­фес­сии, раз­ные таланты, так и при­ходы могут иметь раз­ные слу­же­ния. Но цен­тром жизни каж­дого при­хода должно быть бого­слу­же­ние, совер­ше­ние Евха­ри­стии, а уже вокруг этого цен­тра — все осталь­ное.

Димитрий_Смирнов
Протоиерей Димитрий Смирнов
настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва), председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства
Идти за Евангелием в конкретных условиях

Невоз­можно ска­зать, каким дол­жен быть иде­аль­ный при­ход. Ведь наши при­ходы суще­ствуют здесь, в нашей греш­ной зем­ной реаль­но­сти, и мы стал­ки­ва­емся с несо­вер­шен­ством людей. Могу ска­зать, что в целом своим при­хо­дом дово­лен. Самое глав­ное, на мой взгляд, в при­ход­ской жизни — пони­ма­ние, любовь и дове­рие.

Искать «при­ход мечты» в про­шлом мне нико­гда не при­хо­дило в голову: время идет, меня­ются реа­лии, и вос­со­здать что-то из про­шлого — невоз­можно, это будет нежи­вое эклек­ти­че­ское обра­зо­ва­ние. Цер­ковь здесь, на земле, живет все­гда в кон­крет­ное исто­ри­че­ское время и откли­ка­ется на его вызовы.

Насколько при­ход­ская жизнь должна вклю­чать в себя и мас­штаб­ное соци­аль­ное слу­же­ние или учеб­ные функ­ции — тоже трудно ска­зать. Прежде всего нужно идти за Еван­ге­лием, а дальше — как поз­во­ляют кон­крет­ные усло­вия.

В нашем при­ходе, напри­мер, суще­ствуют два дет­ских при­юта. У нас есть люби­тель­ский театр, у кото­рого уже сфор­ми­ро­ва­лась своя зри­тель­ская ауди­то­рия. Орга­ни­зо­вана посто­янно дей­ству­ю­щая филар­мо­ния. Еще у нас есть при­ход­ской жур­нал, кото­рый рас­про­стра­ня­ется во всех восьми при­хо­дах, его при­об­ре­тают даже люди из дру­гих горо­дов.

Если чело­век ходит в храм, при­сту­пает к таин­ствам, но еще не вошел в жизнь при­хода, — не нужно его насильно туда затал­ки­вать. Всему свое время.

Валерий_Духанин
Священник Валерий Духанин
проректор Николо-Угрешской Духовной семинарии, кандидат богословия
Любовь научит всему

Да, у меня есть при­ход своей мечты. К насто­я­щему вре­мени я совер­шенно точно понял: под­лин­ный при­ход — это не адми­ни­стра­тив­ная струк­тура, а живые и теп­лые отно­ше­ния между пас­ты­рем и паст­вой. Не раз наблю­дал, как люди тянутся к батюшке, и все­гда при­чи­ной этого было откры­тое, отзыв­чи­вое сердце свя­щен­ника.

Для меня пас­тырь — это чело­век, кото­рый являет при­мер жерт­вен­но­сти. А это зна­чит, что он не только при­ни­мает пожерт­во­ва­ния за требы, но и сам с готов­но­стью даст сред­ства тому, кто нуж­да­ется. Таков мой духов­ник, насель­ник Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры, кото­рый на про­тя­же­нии деся­ти­ле­тий под­дер­жи­вает мно­гих мирян. На при­ходе моей мечты царит вза­им­ная любовь, а когда есть любовь, то она уже научит всему: пра­виль­ным отно­ше­ниям друг с дру­гом, фор­мам при­ход­ской дея­тель­но­сти, пра­во­слав­ной мис­сии и соци­аль­ному слу­же­нию.

Обра­зец устро­е­ния при­хода мечты мне трудно при­ве­сти. Ведь мы же гово­рим про при­ход именно мечты, а в реаль­ной жизни всё несо­вер­шенно, нам все­гда чего-то не хва­тает. Лично на меня про­из­вел силь­ное впе­чат­ле­ние доку­мен­таль­ный фильм «Фор­пост» о Свято-Воз­не­сен­ском мона­стыре, кото­рый рас­по­ла­га­ется на Укра­ине в семи кило­мет­рах от гра­ницы с Мол­да­вией. Там свя­щен­ник, отец Михаил, стал при­ни­мать сирот, детей-инва­ли­дов и никому не нуж­ных ста­ри­ков. Фильм дает обра­зец, какой должна быть цер­ков­ная община, — это еван­гель­ская любовь, вопло­щен­ная в жизни.

Что-то подоб­ное я наблю­дал в Орен­бург­ской епар­хии, откуда я при­е­хал в Москву, в Свято-Тро­иц­кой оби­тели мило­сер­дия в поселке Сарак­таш. Отец Нико­лай Стрем­ский к насто­я­щему вре­мени усы­но­вил 70 детей.

Сам я служу в семи­нар­ском храме в Николо-Угреш­ском мона­стыре. Для меня при­ход — это прежде всего наши семи­на­ри­сты, кото­рые тоже при­хо­дят каж­дый со своей нуж­дой, скор­бью, и надо вник­нуть в ситу­а­цию, найти воз­мож­но­сть помочь. Кстати, наш рек­тор, игу­мен Иоанн (Рубин), часто помо­гает неиму­щим сту­ден­там одеж­дой, обу­вью и опла­той билета на кани­кулы. Рек­тор орга­ни­зует палом­ни­че­ские поездки, сту­денты на Афон ездят. Кроме того, среди мирян, посе­ща­ю­щих семи­нар­ский храм, выде­лился круг лиц, кото­рым хочется пооб­щаться после службы, узнать для себя ответы на те или иные вопросы. Мы решили в очень нефор­маль­ной обста­новке после Литур­гии вме­сте устра­и­вать чае­пи­тие, когда любой при­сут­ству­ю­щий может смело задать любой вопрос. Но в цен­тре встречи — чте­ние главы Еван­ге­лия с ком­мен­та­ри­ями.

Когда-то давно насто­я­тель на при­ходе выби­рался непо­сред­ственно паст­вой. Люди знали того, кто достоин стать пред­сто­я­те­лем, воз­но­ся­щим молитвы к Богу о пастве. Если же насто­я­тель при­сы­ла­ется выше­сто­я­щим руко­вод­ством по каким-то своим осо­бым при­чи­нам, без учета осо­бен­но­стей при­хода и жела­ния паствы, то воз­можна неко­то­рая вза­им­ная отчуж­ден­но­сть насто­я­теля и при­хода. На при­ходе мечты насто­я­тель берется из свя­щен­но­слу­жи­те­лей, вос­пи­тан­ных в дан­ной цер­ков­ной общине. Такой насто­я­тель хорошо знает мест­ные обы­чаи, куль­туру края, он гово­рит с паст­вой на понят­ном для нее языке.

Сей­час, к сожа­ле­нию, мно­гие хри­сти­ане явля­ются вре­мен­ными посе­ти­те­лями храма, но вовсе не чле­нами при­хода. Они при­шли, помо­ли­лись о своих нуж­дах и ушли. При­чин здесь две. Во-пер­вых, такие хри­сти­ане замкнуты на себе, на своих лич­ных про­бле­мах. Они идут в храм, думая только о пре­одо­ле­нии своих жиз­нен­ных непри­ят­но­стей. Жизнь общины про­хо­дит мимо них. Во-вто­рых, свя­щен­но­слу­жи­тель не все­гда обла­дает спо­соб­но­стями и уме­нием орга­ни­зо­вы­вать людей.

Думаю, что всё должно быть есте­ственно. Нельзя заго­нять людей пал­кой в вос­крес­ные школы или в каче­стве епи­ти­мии непре­менно направ­лять их в крест­ные ходы или общие палом­ни­че­ства. Если хри­сти­а­нин не испы­ты­вает внут­рен­ней потреб­но­сти участ­во­вать в при­ход­ских меро­при­я­тиях, то надо отно­ситься к этому с пони­ма­нием, слава Богу, хоть в храм при­хо­дит. Но если самому про­яв­лять заин­те­ре­со­ван­но­сть и уча­стие в жизни этого чело­века, спро­сить о его про­бле­мах, пред­ло­жить помощь, то он, конечно, ста­нет ближе цер­ков­ной общине, рас­кро­ется навстречу дру­гим.

На при­хо­дах бывает спе­ци­фи­че­ское отно­ше­ние к тем или иным фор­мам дея­тель­но­сти. Напри­мер, знаю при­ход, где батюшка про­во­дит кате­хи­за­цию перед таин­ствами Кре­ще­ния и Вен­ча­ния сле­ду­ю­щим обра­зом. Он сразу гово­рит, что ника­ких пожерт­во­ва­ний при­ни­маться не будет, но если они хотят кре­ститься или вен­чаться, то должны посе­щать беседы и про­хо­дить под­го­товку до тех пор, пока батюшка не уви­дит, что они дей­стви­тельно серьезно настро­ены, и что таин­ство для них не про­сто обряд, а серьезно осмыс­лен­ный жиз­нен­ный шаг. Один чело­век пред­ло­жил пол­мил­ли­она руб­лей, лишь бы обой­тись без такой под­го­товки, но батюшка отка­зался.

Но вообще, я счи­таю, каж­дый при­ход дол­жен быть в каком-то смысле уни­вер­саль­ным, а не зани­маться чем-то одним.

Игорь_Фомин
Протоиерей Игорь Фомин
Настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО
Откроем Деяния апостолов и прочитаем вторую главу

Вопрос про при­ход мечты для меня стран­ный: чего меч­тать, надо делать, от всего сердца, с усер­дием. Но можно поду­мать, к чему надо стре­миться. Для этого надо открыть Свя­щен­ное Писа­ние, Новый Завет, Дея­ния апо­сто­лов и про­чи­тать вто­рую главу, хотя бы с 41 по 47 стих, где гово­рится о пер­вой общине в хри­сти­ан­стве. После речи апо­стола Петра кре­сти­лось 3000 чело­век и орга­ни­зо­ва­лась пер­вая хри­сти­ан­ская община. Ее члены стали про­да­вать свои име­ния, лич­ные вещи, деньги раз­де­лять между собой (при­чем не поровну, а по нужде каж­дого). В общине было дове­рие, была любовь. Они каж­дый день участ­во­вали в Евха­ри­стии. Они жили радостно, абсо­лютно за все бла­го­даря Бога. А жили они в эпоху гоне­ний…Гос­подь каж­дый день при­бав­лял к ним все новых спа­са­е­мых. И в народе к ним было рас­по­ло­же­ние: видимо, их пове­де­ние вызы­вало изум­ле­ние своей откры­то­стью, любо­вью, доб­ро­же­ла­тель­ством. Вот такой «при­ход мечты» — чтобы все мы соби­ра­лись у одной Чаши на Евха­ри­стии как можно чаще, пони­мая и осо­зна­вая важ­но­сть этого собы­тия, важ­но­сть еди­не­ния со Хри­стом. Чтобы мы не упре­кали друг друга в храме ни за дет­ский крик, ни за сидя­щего моло­дого чело­века, ни за того, кто впер­вые в храме и не знает, что и как делать. Чтобы все были радостны, еди­но­душны, были вме­сте. Чтобы твой ближ­ний для тебя был точно так же дорог, как твой ребе­нок, как твой роди­тель, как ты сам себе дорог. Вот это, навер­ное, при­ход мечты.

При­меры таких при­хо­дов есть и сегодня. Думаю, все чита­тели могут при­ве­сти при­меры своих при­хо­дов, в кото­рых оста­лось совсем чуть-чуть доде­лать — и все будет хорошо. Для меня это тот при­ход, на кото­ром я вос­пи­ты­вался — в селе Алек­сино Мос­ков­ской обла­сти. Насто­я­тель всех любил, и каж­дый был уве­рен, что он любит его больше всех. А после смерти батюшки выяс­ни­лось, что он любил каж­дого по отдель­но­сти больше всех вме­сте взя­тых. Там были все еди­но­душны, все вме­сте. Поэтому, навер­ное, из этого при­хода вышло очень много хоро­ших людей, в том числе — пас­ты­рей.

Если чело­век ходит в храм на бого­слу­же­ния, но больше никак не участ­вует в жизни при­хода, мне кажется, это непра­вильно. Сей­час при­хо­дов очень много и чело­век может выбрать. А один в поле не воин.

Что каса­ется соци­аль­ной, про­све­ти­тель­ской или углуб­лен­ной кате­хи­за­тор­ской дея­тель­но­сти — это те плоды, кото­рые при­ход дол­жен являть, плоды Духа Свя­таго. И они могут быть очень раз­но­об­раз­ные. Тот при­ход, в кото­ром есть какая-то спе­ци­фика, инди­ви­ду­аль­но­сть, дол­жен ее раз­ви­вать, при­умно­жать, улуч­шать.

Leonid_Грилихес
Протоиерей Леонид Грилихес
клирик Храма-памятника святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе, доцент МДА, член Синодальной богословской комиссии РПЦ
Христос никого не отгоняет

При­ход обя­за­тельно дол­жен быть живым, раз­ви­ваться и меняться. Как и с каж­дым хри­сти­а­ни­ном: если в нем ничего не изме­ня­ется, то, зна­чит, ника­кого глу­бо­кого обще­ния со Хри­стом не про­ис­хо­дит.

Не бывает иде­аль­ного при­хода, потому что при­ход — это люди, кото­рые при­хо­дят в храм, а двери храма открыты для всех. Невоз­можно напи­сать на этих две­рях, что сюда должны вхо­дить только такие люди, кото­рые отве­чают опре­де­лен­ным тре­бо­ва­ниям, соот­вет­ствуют мечте насто­я­теля. И это нор­мально. Мы видим в Еван­ге­лии, что вокруг Хри­ста тоже соби­ра­лись толпы самых раз­ных людей. Слово «толпа», и даже «толпы», — одно из самых часто упо­треб­ля­е­мых, в Еван­ге­лии от Мат­фея встре­ча­ется более пяти­де­сяти раз.

При­чем лишь пару раз Его спра­ши­вают о глав­ном, по суще­ству, о жизни веч­ной, а в основ­ном про­сят исце­ле­ний, здо­ро­вья и т. п. И Хри­стос никого не отго­няет… Но в то же время мы видим, что есть узкий круг людей, всего две­на­дцать чело­век, кото­рые оста­вили все, чтобы быть непре­станно со Хри­стом и слу­жить Ему.

«При­ход мечты» — это такой при­ход, где есть некая, пусть не очень боль­шая, группа людей, кото­рые пол­но­стью посвя­тили себя Церкви, кото­рые готовы к тому, чтобы не только при­хо­дить с прось­бами о бла­го­по­лу­чии, но готовы и что-то отда­вать, в первую оче­редь — свое время и свои силы, нести попе­че­ние о храме и, что очень важно, слу­жить и под­дер­жи­вать друг друга в обще­нии любви.

При­ход и община — эти слова не совсем сов­па­дают между собой. Цер­ков­ная община — это общ­но­сть людей, объ­еди­нен­ных не только един­ством веры, но и уча­стием в евха­ри­сти­че­ском обще­нии. Суще­ствует много при­хо­дов, где при­хо­жане доро­жат своим един­ством, где люди после при­ча­ще­ния не спе­шат домой, а чув­ствуют необ­хо­ди­мо­сть остаться, общаться, вме­сте тра­пез­ни­чают, вме­сте помо­гают дру­гим и друг другу. Важно, чтобы помощь рас­про­стра­ня­лась и за пре­делы при­хода. Есть эго­изм инди­ви­ду­аль­ный, семей­ный, может быть есть и эго­изм цер­ков­ный, когда при­ходу так хорошо, что при­хо­жане замы­ка­ются на себе и дальше бого­слу­же­ния и сов­мест­ного обще­ния дело не идет.

Если при­ход воз­рас­тает, он дол­жен при­но­сить плоды. Плод — это то, что питает. И если при­ход столь пло­до­вит, что спо­со­бен напи­тать не только себя, но и дру­гих (а это как раз может быть вся­кого рода соци­аль­ная дея­тель­но­сть), то это хоро­ший пока­за­тель зре­ло­сти и пра­виль­ного настроя при­ход­ской жизни.

Максим_Козлов
Протоиерей Максим Козлов
настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной
Приход не вместо семьи, а из крепких семей

Лет 10 – 15 назад, исходя из тогдаш­него нашего пра­во­слав­ного роман­тизма 1990-х годов, я бы отве­тил, что при­ход дол­жен быть боль­шой семьей. А сей­час, видя, как скла­ды­ва­ется наша цер­ков­ная жизнь, как скла­ды­ва­ется семей­ная жизнь пра­во­слав­ных людей, я бы ска­зал так: иде­аль­ный при­ход — это тот, кото­рый помо­гает семьям быть креп­кими, не пере­тя­ги­вая центр жизни на себя. Боль­шин­ство людей глав­ным опло­том сво­его суще­ство­ва­ния имеют свою малую Цер­ковь — семью. И ее вклю­чен­но­сть — всей семьи в целом, а не ее отдель­ных еди­ниц — в жизнь при­хода для меня сегодня явля­ется важ­ным кри­те­рием его здо­ро­вья. Соот­вет­ственно, иде­аль­ный при­ход — тот, кото­рый состав­ляют креп­кие семьи и кото­рый настроен на сохра­не­ние семьи, на ее укреп­ле­ние, на ее бла­го­ден­ствие. Такие при­ходы есть, но назы­вать их не буду: никого не назы­вай бла­жен­ным до смерти.

Глав­ное не в том, чтобы найти сек­рет­ное место, а в том, чтобы там, где нахо­дишься, рас­ста­вить пра­виль­ные акценты и ори­ен­тиры. Глав­ное, ради чего суще­ствует каж­дый отдель­ный храм, каж­дый отдель­ный при­ход, — это совер­ше­ние Таин­ств Все­лен­ской ЦерквиЕсли акценты сме­ща­ются на моло­деж­ную, мис­си­о­нер­скую, соци­аль­ную работу, кото­рая ста­но­вится важ­нее бого­слу­же­ния, то это сви­де­тель­ство нездо­ро­вья.

Вто­рой важ­ный момент: хорошо, если чело­век нахо­дит свя­щен­ника, у кото­рого начи­нает испо­ве­до­ваться с какой-то сте­пе­нью регу­ляр­но­сти, и между ними воз­ни­кают дове­ри­тель­ные отно­ше­ния, душе­по­пе­че­ние, то есть то, что назы­ва­ется ста­рым сла­вян­ским сло­вом «окорм­ле­ние».

Тре­тий уро­вень — это то, что в ста­рых сла­вян­ских текстах назы­ва­ется пока­яль­ной семьей. Люди, кото­рые ходят к одному и тому же свя­щен­нику, друг с дру­гом зна­ко­мятся. В очень боль­шом при­ходе, соборе, где 10 – 12 кли­ри­ков, могут воз­ник­нуть несколько таких семей. Опять же, надо пом­нить — важ­ней­шим в этом обще­нии должно быть уча­стие в таин­ствах, а не поездки на экс­кур­сии или еще что бы то ни было. Но если к этому добав­ля­ются и иные формы актив­но­сти, кото­рые вопло­ща­ются в тех или иных цер­ков­ных инсти­ту­тах, это тоже хорошо.

Если мы знаем, что на при­ходе есть три, пять или десять мно­го­дет­ных семей и при этом глава семьи не отно­сится к кате­го­рии бла­го­по­луч­ных биз­не­сме­нов, мы ста­ра­емся помочь — вещами, осво­бо­див­шейся коляс­кой, чело­ве­че­ской помо­щью, день­гами. Так же должно отно­ситься и к оди­но­ким людям. Кто-то регу­лярно взялся под­во­зить ста­рушку, кото­рой трудно дохо­дить или доез­жать до храма. Это ведь тоже соци­аль­ная дея­тель­но­сть. В иных слу­чаях она может рас­ши­ряться вовне, рас­про­стра­няться не только на чле­нов при­хода. Когда я слу­жил в Татья­нин­ском храме, опре­де­лен­ная группа моло­дежи ездила кор­мить без­дом­ных людей на пло­щадь трех вок­за­лов. Это было дви­же­ние их сердца. Им никто не при­ка­зал, не ука­зал сверху, что нужно это делать. В таком виде, мне кажется, это и должно быть.

Великанов
Протоиерей Павел Великанов
настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (Московская обл.), главный редактор портала Богослов.RU
Присутствие Христа, а не потребительский подход

Иде­аль­ный при­ход — тот, в кото­ром реаль­но­сть при­сут­ствия Хри­ста Спа­си­теля среди веру­ю­щих явля­ется оче­вид­ной. Раз­ные при­ходы в той или иной мере могут быть при­ме­рами, такими, где креп­кая община (но не «пра­во­секта»), где люди не стес­ня­ются про­сить друг друга о помощи, куда дети — в том числе и под­ростки — сами бегут с радо­стью. Таких при­хо­дов немало. Недавно я был в таком при­ходе — в при­ходе храма св. прав. Иоанна Крон­штадт­ского в Гам­бурге, где насто­я­тель — отец Сер­гий Бабу­рин.

Любой при­хо­дя­щий в храм дол­жен ясно пони­мать, что именно он хочет полу­чить, а что, с дру­гой сто­роны, при­вне­сти в жизнь общины. У нас очень часто пом­нят про первую часть — «потре­би­тель­скую», и только еди­ницы соот­но­сят её со вто­рой — «актив­ной». Необ­хо­димо помочь понять захо­дя­щим в храм, что Цер­ковь — не бла­го­тво­ри­тель­ный ком­би­нат духов­ных услуг, а то, чем мы её сами напол­няем. При­хо­жане должны почув­ство­вать себя не бес­прав­ными и без­вест­ными «потре­би­те­лями», но актив­ными дея­те­лями на поле при­ход­ской жизни.

Вари­а­тив­но­сть раз­лич­ных спе­ци­фи­че­ских слу­же­ний (соци­аль­ная, обра­зо­ва­тель­ная дея­тель­но­сть и так далее) может и должна быть на любом при­ходе, соот­вет­ственно мас­штаб­но­сти при­хода и его реаль­ным воз­мож­но­стям, прежде всего чело­ве­че­ского ресурса.

Кирилл_Каледа
Протоиерей Кирилл Каледа
настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово (Москва)
Без «ответственных»

Для меня иде­а­лом устрой­ства при­хода явля­ется при­ход свя­ти­теля Нико­лая в Клен­ни­ках. Сей­час много гово­рится о соци­аль­ной и дру­гих видах при­ход­ской дея­тель­но­сти, но это не глав­ная функ­ция Церкви, это только над­стройка. Если в при­ходе глав­ное — Евха­ри­стия, пока­я­ние, если он дей­стви­тельно будет семьей, то сло­жится и осталь­ное. Так, при­хо­жане храма свя­ти­теля Нико­лая в Клен­ни­ках в годы гоне­ний под­дер­жи­вали своих свя­щен­ни­ков, ездили к ним в ссылки, помо­гали с пита­нием и т. д. Даже когда после закры­тия храма про­шло уже много десят­ков лет, уже очень пожи­лые при­хо­жане друг другу помо­гали, знали, кто чем забо­лел, кто в чем нуж­да­ется. Вот вам соци­аль­ная работа, только безо вся­ких «ответ­ствен­ных за соци­аль­ную работу». А глав­ное — была молитва, бого­слу­же­ние, пока­я­ние, испо­ведь. Это зало­жил еще отец Алек­сий Мечев…

Гово­рить об избра­нии духо­вен­ства на при­ходе не при­хо­дится, потому что уро­вень нашей цер­ков­ной куль­туры и, соот­вет­ственно, уро­вень нашей хри­сти­ан­ской ответ­ствен­но­сти за при­ход крайне низок.

Видякин
Священник Георгий Видякин
настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Лимассоле (Кипр)
«Приход» и «община»: собрание единиц и единый организм

Слова «при­ход» и «община» зача­стую исполь­зу­ются в каче­стве сино­ни­мов, но в своей сущ­но­сти пред­став­ляют собой две раз­ные реаль­но­сти. При­ход — это, условно говоря, собра­ние раз­роз­нен­ных еди­ниц,место, куда при­хо­дят для удо­вле­тво­ре­ния своих риту­аль­ных потреб­но­стей люди, кото­рые могут быть по своей вере и образу жизни весьма далеки от хри­сти­ан­ства. Община — это место, где «общее» объ­еди­няет людей в еди­ный орга­низм. Вза­им­ное суще­ство­ва­ние двух этих форм не исклю­чено, более того — обычно при при­ходе того или иного храма воз­ни­кает община. Поэтому “при­ход мечты« — это тот, где живет община.

При­ме­ром в дан­ном слу­чае явля­ется любая община, где жизнь житель­ствует и дышит Свя­той Дух. Как пра­вило, это при­ходы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на уча­стие в общин­ной жизни всего собра­ния вер­ных, в кото­рых каж­дый чув­ствует себя чле­ном боль­шой семьи. Очень часто сегодня воз­ни­кает ситу­а­ция, когда веру­ю­щий не явля­ется при­хо­жа­ни­ном кон­крет­ного храма, чле­ном кон­крет­ной общины, более того — не чув­ствует в этом необ­хо­ди­мо­сти. Во мно­гом это воз­ни­кает оттого, что сама цер­ковно-при­ход­ская жизнь не нуж­да­ется в уча­стии обыч­ных людей.

Часто можно услы­шать, что чело­век хочет немного «побыть один», «помо­литься о своем», «поси­деть в уго­лочке», то есть огра­ни­чить свое уча­стие в хра­мо­вой жизни лишь соб­ствен­ным лич­ным про­стран­ством и соб­ствен­ными потреб­но­стями. Люди забы­вают (а вер­нее, им об этом никто почти нико­гда и не гово­рил), что цер­ков­ная жизнь — это жизнь вме­сте, жизнь в еди­не­нии со сво­ими бра­тьями и сест­рами во Хри­сте, сов­мест­ное осо­знан­ное уча­стие в бого­слу­же­нии и при­ход­ских делах.

Хорошо любое при­ход­ское слу­же­ние, кото­рое объ­еди­няет людей вокруг Хри­ста. Отдельно, однако, стоит ска­зать о прак­тике дли­тель­ной кате­хи­за­ции, кото­рая выби­ва­ется из общего списка раз­но­об­раз­ных при­ход­ских актив­но­стей. Кате­хи­за­ция взрос­лых (некре­ще­ных и/​или нецер­ков­ных) может стать очень дей­ствен­ным инстру­мен­том фор­ми­ро­ва­ния общины, про­цес­сом посте­пен­ного вхож­де­ния в нее через поэтап­ное пости­же­ние веро­учи­тель­ных истин и уча­стие в бого­слу­жеб­ной жизни.

Прежде чем отве­тить на вопрос, откуда на при­ходе насто­я­тель, необ­хо­димо понять, что озна­чает это слу­же­ние по своей сути. Насто­я­тель — это глава литур­ги­че­ской общины, то есть пре­сви­тер (ста­рей­шина) в пря­мом смысле слова. Также насто­я­тель при­зван быть гла­вой пока­яль­ной семьи, кото­рая фор­ми­ру­ется на при­ходе. Пока­яль­ная семья вклю­чает в себя тех, кто испо­ве­ду­ется у того или иного свя­щен­ника. На мно­го­клир­ных при­хо­дах пока­яль­ных семей может быть несколько, однако это не ума­ляет слу­же­ния насто­я­теля как духов­ного главы всей общины. Не стоит забы­вать и об адми­ни­стра­тивно-хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, кото­рую насто­я­тель при­зван фор­ми­ро­вать и кури­ро­вать. В совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви насто­я­тель при­хода назна­ча­ется пра­вя­щим архи­ереем по его соб­ствен­ному усмот­ре­нию. Надо ска­зать, что такая прак­тика сильно сни­жает те духов­ные смыслы насто­я­тель­ского слу­же­ния, кото­рые мы выде­лили выше. Более того, назна­че­ние на тот или иной при­ход часто ста­но­вится эта­пом карьер­ного роста, что мало соот­вет­ствует делу слу­же­ния общине.

Боярский
Священник Илья Боярский
настоятель храма Двенадцати Апостолов в Ховрине (Москва)
Не властвовать, а помогать

При­ход мечты — это тот, кото­рый будет после Вто­рого При­ше­ствия. В нашей зем­ной реаль­но­сти можно гово­рить не об иде­аль­ном, а про­сто о хоро­шем, креп­ком при­ходе. Это при­ход, кото­рый похож на семью, где люди друг друга знают, где люди несут ответ­ствен­но­сть за храм. На хоро­шем при­ходе свя­щен­ник не ощу­щает себя началь­ни­ком, он осо­знает, что постав­лен на при­ход не власт­во­вать, а помо­гать. По сло­вам Хри­ста: «кто хочет быть пер­вым, будь из всех послед­ним и всем слу­гою» (Мк. 9:35).

На хоро­шем при­ходе при­хо­жане не создают круж­ков, не делятся на «более при­бли­жен­ных к насто­я­телю», «менее при­бли­жен­ных», и нович­ков сразу вклю­чают в свою при­ход­скую семью без каких-то огра­ни­че­ний.

Отец Васи­лий Стро­га­нов, слу­жив­ший в храме Малого Воз­не­се­ния, смог создать такой при­ход, где люди объ­еди­ня­лись не вокруг его лич­но­сти, а в общине, чтобы вме­сте идти ко Хри­сту. К сожа­ле­нию, даже на хоро­ших при­хо­дах воз­ни­кают про­блемы, потому что все мы люди, со сво­ими стра­стями.

На дан­ный момент я про­тив выбор­но­сти насто­я­теля. Как известно, нет про­рока в своем оте­че­стве.Вспом­ним, что свод­ные бра­тья Хри­ста, дети Иосифа, долго не вос­при­ни­мали Его. Сложно на при­ходе вос­при­ни­мать настав­ни­ком чело­века, кото­рый маль­чи­ком пел на кли­росе, помо­гал в алтаре, пусть его и все любят. Воз­мо­жен вари­ант, что если насто­я­тель уми­рает, то нового выби­рают не из при­хо­жан, а из свя­щен­ни­ков, кото­рые слу­жат в этом храме или на бли­жай­ших при­хо­дах. И такая прак­тика суще­ствует.

В при­ход­ской дея­тель­но­сти не надо рас­пы­ляться. При­ходы нужны раз­ные и раз­ной направ­лен­но­сти. Сложно создать на каж­дом при­ходе отлич­ное моло­деж­ное дви­же­ние и отлич­ную соци­аль­ную работу с боль­ни­цей. Важно, чтобы у каж­дого при­хода был свой, осо­бый вид дея­тель­но­сти. Вот кате­хи­за­ция должна быть инди­ви­ду­аль­ной: люди раз­ные, и пси­хо­ло­гия, обра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние у всех у нас раз­ные.Должны быть и раз­ные при­ходы. В одних — дли­тель­ная кате­хи­за­ция для тех, кто хочет глу­боко разо­браться в вопро­сах веры. В дру­гих — зна­ком­ство с осно­вой веры для тех, кто не готов вос­при­ни­мать глу­бо­кие зна­ния.

Протоиерей_Игорь_Коростелёв
Протоиерей Игорь Коростелёв
настоятель прихода иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (г. Минск)
…Поставил меня на пустыре и сказал: «строй!»

Моя мечта — помимо самого бого­слу­же­ния — это дея­тель­ная соци­аль­ная и про­све­ти­тель­ская работа.Я стал меч­тать об этом, когда в 1992 году мит­ро­по­лит Фила­рет поста­вил меня на пустыре и ска­зал «Строй!». Глав­ный прин­цип, кото­рым с самого начала стали руко­вод­ство­ваться здесь наши свя­щен­но­слу­жи­тели, — не при­вле­кать людей, а слу­жить людям, ни одному чело­веку не отка­зать в его просьбе. Это пра­вило рас­про­стра­ня­лось на всех. Как бы мне ни было тяжело, я выслу­шаю и помогу. Гос­подь соби­рал здесь свя­щен­но­слу­жи­те­лей с любо­вью к людям. Это чув­ство­вал каж­дый чело­век, и при­ход рос.

У нас были тра­ди­ции, кото­рые мы стре­ми­лись про­дол­жить и раз­вить. До рево­лю­ции в Мин­ске был одно­имен­ный храм, кото­рый рас­по­ла­гался на тер­ри­то­рии учи­лища сле­пых. Насто­я­те­лем там слу­жил свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Хираско), имя кото­рого носит наше при­ход­ское брат­ство. Поэтому вто­рым зда­нием после Свято-Евфро­си­ни­ев­ского храма, если не счи­тать звон­ницу, на тер­ри­то­рии нашего при­хода стал кор­пус вос­крес­ной школы и соци­аль­ных мастер­ских. Заня­тия в вос­крес­ной школе стали про­во­диться ещё в начале 90-х, когда вме­сто храма у нас была боль­шая армей­ская палатка. Пре­по­да­ва­те­лями были наши при­хо­жане. Одно­вре­менно учи­лись сами и учили дру­гих. Теперь у нас одна из самых боль­ших вос­крес­ных школ в стране. В ней учатся и взрос­лые, и дети. Когда появи­лось поме­ще­ние, мы при­гла­сили в при­ход людей с умствен­ными и физи­че­скими осо­бен­но­стями. Сей­час люди, при­знан­ные нетру­до­спо­соб­ными, тру­дятся в свеч­ной, швей­ной, вязаль­ной, дере­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щей и дру­гих мастер­ских. Наши мастер­ские дают защи­щён­ные рабо­чие места людям с нера­бо­чей груп­пой инва­лид­но­сти, здесь про­хо­дят про­фес­си­о­наль­ное обу­че­ние юноши и девушки с осо­бен­но­стями умствен­ного и физи­че­ского раз­ви­тия. Помимо работы, мы боль­шое вни­ма­ние уде­ляем их соци­а­ли­за­ции. У нас орга­ни­зо­ваны хор и теат­раль­ный кру­жок. Рабо­та­ю­щие в мастер­ских посе­щают музеи и театры, ездят на экс­кур­сии, выез­жают за гра­ницу.

Среди наших при­хо­жан много талант­ли­вых людейИ эти таланты в пол­ную силу рас­кры­лись, когда они при­шли в Цер­ковь. Так было с соци­аль­ными мастер­скими. Так было со шко­лой зво­на­рей, кото­рая, родив­шись как при­ход­ская, стала одним из отде­ле­ний боль­шого духов­ного учи­лища. Так было с празд­нич­ным хором. Сту­дентка Ака­де­мии музыки Ольга Янум, увлёк­ша­яся изу­че­нием цер­ков­ного пения, при­хо­дила петь с дру­зьями в нашу палатку. Теперь она руко­во­дит хором, кото­рый регу­лярно побеж­дает на меж­ду­на­род­ных хоро­вых кон­кур­сах. Так было и с ико­но­пис­ной мастер­ской, работы кото­рой известны далеко за пре­де­лами страны. Так было и с нашим при­ход­ским сай­том, кото­рый пере­рос в инфор­ма­ци­он­ный пор­тал Бело­рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Ульянов
Священник Виталий Ульянов
настоятель храма в честь Пресвятой Троицы в селе Усады Высокогорского района Республики Татарстан
Дружный и многолюдный

При­ход мечты дол­жен быть друж­ный, любя­щий и — мно­го­люд­ный. Народ дол­жен чув­ство­вать любовь насто­я­теля, насто­я­тель дол­жен чув­ство­вать любовь паствы. Люди должны пони­мать, что при­ход — дом каж­дого, каж­дый несет за него ответ­ствен­но­сть.

Что каса­ется вопроса появ­ле­ния на при­ходе насто­я­теля, то здесь нужен какой-то баланс, золо­тая сере­дина, когда соеди­ня­ются мне­ние епи­скопа и при­хо­жан. Ведь иной раз епи­скопу не все аспекты чело­ве­че­ской жизни кон­крет­ного свя­щен­ника известны. Зато в селе, в храме, где он еще алтар­ни­чал, его хорошо знают. Воз­можно, в неко­то­рых слу­чаях народ мог бы сам выби­рать свя­щен­ника.

Допол­ни­тель­ные слу­же­ния на при­ходе должны быть обя­за­тельно. И свя­щен­ник, и паства должны забо­титься о тех, кто нуж­да­ется в помощи. Обя­за­тельно должна вестись про­све­ти­тель­ская работа, должно раз­ви­ваться моло­деж­ное дви­же­ние.

Если чело­век не вклю­ча­ется в при­ход­скую жизнь, нужно акку­ратно под­во­дить его к этому, про­сить помочь в чем-то. В этом смысле в деревне проще, нет город­ской суеты, люди откли­ка­ются на просьбу свя­щен­ника. Глав­ное — каж­дого встре­чать с любо­вью, с радо­стью.