Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин Подвиг Иосифа Аримафейского
Подвиг Иосифа Аримафейского PDF Печать E-mail
30.04.2016 00:00

 

Проповедь проректора Николо-Угрешской духовной семинарии священника Валерия Духанина на Чине погребения в Великую пятницу в храме преподобного Пимена Угрешского 29 апреля 2016 г.


 

JavaScript is disabled!
To display this content, you need a JavaScript capable browser.
   Скачать

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

В Евангелии есть имена святых, о которых мы знаем крайне мало, однако они пользуются в Православной Церкви самым высоким почитанием. Среди таковых имен значится имя святого Иосифа Аримафейского.

В Великую пятницу, на чине погребения Тела Христова, его имя особенно упоминается. А в литургические тексты прочно вошло песнопение: «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове покрыв положи».

Что же это был за человек и ради чего его имя включено в самые торжественные песнопения Великой пятницы?

По самым кратким и обрывочным сведениям можно составить следующую картину. Иосиф назывался Аримафейским по своему происхождению из города Аримафеи, иначе называемого Рама или Рамафаим. Это город на горах Ефремовых, откуда происходил знаменитый судья Израилев Самуил. Иосиф – представитель богатого еврейского рода и, судя по всему, он был преуспевающим предпринимателем. Так, переехав в Иерусалим, Иосиф смог приобрести дома, сады и земли, то есть он обрел движимое и недвижимое имущество в самом главном городе иудеев, о чем мечтали многие, но не каждому этого удавалось достичь. Благодаря своему положению, Иосиф добился редчайшей возможности – стал членом синедриона – высшего религиозного и судебного совета иудейского народа той поры.

Иосиф Аримафейский находился на пике человеческой славы, у него было всё, о чем мог только мечтать иудей. Обыкновенно, такой путь и такой жизненный статус влекут за собой невероятную бесчувственность к окружающим. Ни единой драхмы не тратится на чью-то нужду, все деньги вложены в бизнес, все активы работают на дело предпринимателя. Сам он занят только земным. И когда на твоей стороне финансы, ты сам член верховного суда, то значит, держишься на земле настолько крепко, что другие даже близко к тебе не подойдут.

Однако по отдельным словам Евангелия можно заключить, что Иосиф Аримафейский не был таким, за всем блеском земного величия скрывалась искренняя и ищущая душа. Он жаждал чего-то более высшего. И как только явился Христос со словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие», как только слова благой вести стали оглашать окрестности Иерусалима, сердце Иосифа откликнулось.

Церковное песнопение называет Иосифа благообразным. В чем же заключался благой образ Иосифа?

Самыми краткими штрихами Евангелие показывает нам этот образ. Во-первых, об Иосифе Аримафейском говорится, что он тоже «ожидал Царства Божия», то есть, он не был доволен своим внешне славным положением, видел тщетность земных благ и искал Божия Царства. О нем говорится, что он «также учился у Иисуса», значит, слово Спасителя заронилось в его душе. Евангелие говорит, что Иосиф был «человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле» иудеев, осудивших Христа на смерть. Значит, он смог сохранить себя от безумного решения иудейских властей. Впрочем, страх перед другими иудеями не позволял Иосифу открыто исповедать себя учеником Христа. Евангелие говорит, что он был «ученик Иисуса, но тайный из страха от иудеев».

В жизни каждому человеку даются ситуации, в которых решается, а кто же ты есть на самом деле, в которых вершится твоя вечная участь, это ситуации выбора – изберешь ли ты добро, пусть даже вопреки всем сложившимся обстоятельствам, или согласишься на зло, пытаясь сохранить временный комфорт.

Когда Иосиф Аримафейский узнал, что тело Христа должны были бросить в погребальную яму с телами казненных преступников, в его душе происходит переворот. Осознавая, что все его бывшие товарищи по синедриону осудят его и навсегда отвернутся, Иосиф идет к Пилату, просит отдать тело Христа и погребает в новой гробнице.

Здесь нужно понять, что иудеи того времени очень дорожили местами захоронений. Гробница Иосифа Аримафейского была приготовлена как семейный склеп, как место упокоения всего его дальнейшего рода. Такие гробницы изготавливались тяжелым и тщательным трудом, предполагая существование на века. Это было своего рода уготовление своей будущей участи, места своего вечного упокоения.

И вот Иосиф совершает то, на что не решился бы ни один человек, живущий ради личного комфорта и благополучия. Иосиф жертвует ради Христа самым дорогим согласно понятиям того времени – своим последним пристанищем, приютом для вечного упокоения, гробницей, сделанной роскошно и изящно. Он отказывается от славного места своего упокоения. Итогом этого стало то, что все мы знаем место погребения Христа, этот гроб стал величайшей святыней, он является главным алтарем храма Воскресения в Иерусалиме. Именно в этой гробнице, отданной Иосифом Аримафейским, совершается чудо схождения благодатного огня. Но никто не знает места погребения самого Иосифа Аримафейского, он пожертвовал своей посмертной славой ради Христа.

Когда хоронят земных царей, никто не помнит тех, кто опускает гроб в могилу. Слуги земных царей спешат занять место у трона, а не у гроба, тем более не у эшафота низверженного царя. Подвиг Иосифа заключался в том, что он встал на сторону Христа всеми отверженного. Он принял не Христа торжествующего, каким Его ждали иудеи, и каким зачастую хотим Его видеть мы. Иосиф принял Христа, пораженного позорной казнью, истощенного и убитого. В момент наибольшего уничижения Спасителя Иосиф Аримафейский оказался именно с Ним, обрекая и самого себя на жизненные страдания.

Отказавшись от славы земной, Иосиф обрел упокоение не на земле, а на Небе. Сподобившись погребать Царя, царство Которого не от мира сего, Иосиф уготовал себе обитель в Небесном Царстве, ибо он всецело воспринял участь Христа.

Дорогие братья и сестры! Постараемся в своей земной жизни воспринять хотя бы в малом добродетели святого Иосифа Аримафейского, его жертвенность и верность Христу до конца, дабы взойти к той же небесной славе. Аминь.

 

священник Валерий Духанин