Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин Пагубность греха и его преодоление
Пагубность греха и его преодоление PDF Печать E-mail
17.03.2016 00:00

 

Проповедь проректора Николо-Угрешской духовной семинарии священника Валерия Духанина на Великом Повечерии после чтения покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском храме Николо-Угрешского монастыря 16 марта 2016 г.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Время поста есть время покаяния. Это время, когда мы можем увидеть, какие же мы есть на самом деле, куда мы идем, и предпринять усилия, чтобы хоть в малом достичь обновления.

В Прологе приводится поучительная история. Некий инок, сидя в келье, услышал голос свыше: «Прииди, Я покажу тебе дела человеческие». Инок вышел, а явившийся Ангел показал ему последовательно три различных ситуации.

Во-первых, Ангел указал на человека, который насек дров и, связав их, пытался поднять на плечи, но не мог. Вместо того чтобы убавить дров, он нарубил их еще больше и, увеличив ношу, опять стал поднимать и опять был не в силах. Затем Ангел показал ему другого человека, который, стоя у колодца, черпал воду и лил в дырявую кадку, из которой вода утекала. В третьей ситуации иноку показана была церковь и как два человека, держа бревно поперек дверей, силились внести его в храм, но не могли – бревно было гораздо длиннее, нежели дверной проем, а развернуть его так, чтобы оно прошло, они не хотели.

В этом видении показаны три уровня греховности человеческой.

Человек, секущий дрова и добавляющий их на свои плечи, есть тот, кто живет во грехах, беспрестанно их умножает, но расставаться с ними не собирается. Это те люди, которые, как правило, говорят: «Да я ничем особенно не грешен, зачем мне исповедоваться и в чем мне каяться», такие люди редко посещают храм, они ежедневно умножают грехи, ропщут, завидуют, унывают, гордятся, но не замечают этого за собой. Они несут груз грехов, им самим на душе тяжело, но вместо того, чтобы сбросить груз, добавляют лишь новую греховную ношу.

Второй человек, который черпал воду из колодца и лил в дырявую кадку, означает людей, которые задумались о душе, стараются делать добро и в храме черпают живую воду благодати Божией, но не расстаются со своими главными грехами. Такие грехи словно дыры не дают благодати Божией надолго задержаться в душе, и потому само добро этих людей обессмысливается, утекает как вода из дырявой кадки. Представьте, что кто-то, например, проявил жертвенность, помог в беде ближнему, но при этом не перестал изменять жене, то есть оставил в беде самого близкого человека и так сам уничтожил свое доброе дело.

А два человека с бревном – это те, которые преодолели явные пороки, вроде бы имеют добродетели, но всячески превозносятся ими и даже в храм идут, выставляя вперед свою правду. С бревном собственной правды не пройти в узкие врата Царствия Божия.

Рассмотренные ситуации отражают греховный уровень каждого из нас. Все мы подвержены какой-либо страсти, у кого гордость, у кого блудные влечения, у кого беспечность и праздность. Но какой бы грех ты ни совершал, всякий раз грех – это разрушение, это уничтожение того лучшего, что дано Богом каждому из нас. Если оставить грех как есть, то он будет требовать себе новой пищи, уничтожать в душе всё живое. Поэтому отношения с грехом могут быть только отношениями войны. Какие-либо соглашения оборачиваются трагедией.

Один наш современник, Егор, учился в Ярославском художественном училище. Всё было хорошо, но в один момент он сделал «открытие», что оказывается алкоголь как бы слегка подстегивает творческие способности, помогает раскрыться талантам, при этом уходит природная скованность. И вот это открытие привело к тому, что творить и как-либо проявлять себя без алкоголя Егор уже не мог, в трезвом состоянии становился жалким, скучным и потерянным; выпивая же, превращался в мастера и героя. Он пил для поддержания своего духа. Но через какое-то время душа его стала принадлежать какому-то злому хозяину, а в ней самой воцарилась пустота. В один из праздников в общежитии Егор выпивал со своей знакомой. Он даже не заметил, как в какой-то момент потерял контроль над реальностью, словно подчиняясь чьей-то чужой воле, разбил балконное стекло и сделал несколько шагов по узкому карнизу. Ему до этого казалось, что алкогольное вдохновение приводит к творческим полетам, на этот раз оно действительно обернулось полетом, только не творческим, а с пятого этажа. Вот так греховная зависимость ведет безусловно к трагедии, и если ей не сопротивляться, она тебя разрушит и убьет.

Слава Богу, Егор не умер, его подлечили, он вышел из больницы с травмированным позвоночником, с несгибаемой левой рукой и, к сожалению, с таким же несгибаемым желанием пить дальше. Теперь он пил не для художественных успехов, а для преодоления чувства собственной ущербности. Надорванная печень реагировала на каждую долю алкоголя жуткой болью. После очередной пьянки в нем вдруг родилась мысль, что он погиб духовно, и что если ты попал в когти к диаволу, то он добьет тебя без всякой жалости. Опустошенный, Егор увидел рядом Библию, машинально открыл ее и стал читать Евангелие. Пока читал, он заметил, что у него уходит страх. И так он читал без перерыва три дня подряд, а ночью, когда спал, боялся выпустить Библию из рук. Потом он вдруг взмолился: «Боже, если Ты есть, спаси меня, избавь от пьянства. Если Ты мне не поможешь, я завтра снова пойду похмеляться. Пожалуйста помоги мне». И вот такая молитва от сердца произвела чудо – с этого момента Егор действительно расстался с алкоголем, перестал курить, а внутри вместо пустоты явилась радость жизни.

Мы часто недоумеваем, почему нам никак не удается расстаться с какими-то своими грехами. Ответ очень прост. Мы не осознаем всей их пагубности, не чувствуем, как они убивают нас, мы привыкли грешить и воспринимаем свои страстные зависимости как неотъемлемые части самих себя, как реальность своей бытовой жизни. И где-то внутри, когда страсть требует своего, мы поступаем по сложившейся греховной привычке. Но если бы в руки нам дали ядовитую змею, то разве согласились бы мы с ней играться? Так и каждая греховная страсть коварна и ядовита как змея, она жалит душу и лишает нас вечной жизни. Помочь нам может лишь молитва Богу от сердца, с крепкой надеждой, желанием спастись, такая молитва способна вершить настоящее чудо. Решимость сердца с горячей молитвой открывают врата души Богу, а Его благодать производит внутри переворот, очищает и освобождает, спасает и исцеляет.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Вы, которые валяетесь в  смрадном и грязном болоте грехов, находите в нем наслаждение! Подымите главы ваши, взгляните на чистое небо: там ваше место! Бог дает вам достоинство богов; вы отвергая это достоинство, избираете для себя другое: достоинство животных, и самых нечистых. Опомнитесь! Оставьте болото зловонное; вычиститесь исповеданием грехов; умойтесь слезами раскаяния; украсьтесь слезами умиления; подымитесь от земли; взойдите на небо — вас возведет туда Евангелие. Дондеже свет имате, — Евангелие, в котором сокровен Христос, — веруйте во свет, да сынове Света — Христа — будете (Ин. 12: 36)».

Да поможет всем нам Господь обрести подлинную свободу, дабы чистым сердцем постигать радость спасения, к которому все мы призваны. Аминь.

 

священник Валерий Духанин