Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин Чему нас учит притча о блудном сыне
Чему нас учит притча о блудном сыне PDF Печать E-mail
28.02.2016 00:00

 

Проповедь проректора Николо-Угрешской духовной семинарии священника Валерия Духанина на Литургии в Казанском храме Николо-Угрешского монастыря 28 февраля 2016 г. в неделю о блудном сыне.

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Приближаясь к Великому посту, Святая Церковь каждое воскресенье предлагает нам поучительное повествование. Сегодня мы вспоминаем притчу о блудном сыне. По большому счету, это притча про каждого из нас. Эта притча о тех, кто потерян и кто может быть найден по любви Небесного Отца.

Блудный сын ушел от родного отца. Он забрал полагавшуюся ему часть имения и всё растратил, во время голода пристал к жителю чужой страны, нанялся пасти свиней и питался их кормом – рожками. Прийдя в себя, сын решает вернуться к отцу, но не рассчитывает на какое-то снисхождение. И вот, когда он с покаянием в сердце идет, отец сам спешит ему навстречу, с радостью вводит в дом и устраивает праздник ради того, что сын его «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15: 32).

Хочется уточнить, что рожки, которыми питался блудный сын, это не макаронные изделия, а стручки особого растения, «рожкового дерева», похожего на акацию. Эти стручки имеют форму рожков, ими можно питаться ранней весной, пока они мягкие. И что самое интересное, на вкус эти рожки сладкие. Так указывается на сладость греха, который заманчиво влечет к себе, но не может наполнить сердце подлинным благом.

Есть один общий принцип греха: на момент его совершения человеку кажется, что ничего более важного и правильного нет, что сейчас ты насытишь себя небывалым наслаждением, доставишь себе какое-то благо. Но как только это случается, внутри оказывается пустота, и ты всего лишь на всего вкусил от свиного корыта. Суть этого в том, что душа не может насытиться ничем, кроме Бога.

Мы все вкушаем от греховного наслаждения, но призваны к трапезе небесной. Бог ждет возвращения так же как ждал отец возвращения блудного сына. И нет такого греха, который Бог не мог бы простить.

Княгиня Наталья Урусова, описавшая жизнь людей в первые послереволюционные годы, приводит такой поучительный пример. В 1920 году на реке Волге на барже поместили в трюме арестованное духовенство. К ним привели еще трех арестованных за какой-то проступок матросов-атеистов, которые дерзко себя вели, отбирали передачи, всё лучшее забирали себе, а остальное выбрасывали за борт. Так духовенство голодало около двух недель. Неожиданно матросов приговорили к расстрелу, и им тут же связали руки, чтобы на следующее утро казнить. Один из них попросил закурить, другой попросил поесть, а третий спросил церковного старосту: «Где же ваш Бог? Если бы Он был, то не допустил бы меня приговорить к расстрелу за дело, которое я не совершал» – оказывается, двое других матросов его оговорили. Находившийся рядом с ним церковный староста ответил: «Может быть, вы совершили другое тяжкое преступление, за которое Бог вас теперь наказывает». И тот признался: «Да, я убил из мести нашего капитана, а когда его маленький сын бросился его защищать, я и его убил». Грех очевиден, воздаяние явно, но что же делать теперь? Староста рекомендовал ему каяться и от всего сердца молиться. Но он не знал никаких молитв. И тогда ему было сказано произносить все время: «Господи, помилуй». Так он покаянно молился до того самого момента, как настало утро и их повели на расстрел. И вот когда они уже стояли, один из осужденных признался: «Он невиновен, отпустите его». Чудо совершилось. Назад в трюм матрос вернулся с криком: «Есть Бог! Есть Бог!». Через год староста увидел его, как он молился в храме на коленях и плакал. Так покаяние от самого сердца в критический момент не только спасло жизнь этому грешнику, но и полностью переродило его.

И вот важно понять, что блудный сын не сидел сложа руки у корыта свиней, он решился подняться и вернуться к отцу. Покаяние – это не просто сожаление о грехах, не самобичевание, а активное обращение к Богу, это внутреннее стремление к Нему, как стремился блудный сын вернуться к родному крову.

Блудный сын был сотрапезником свиней, но через покаяние стал участником праздничной трапезы родного отца. Дело в том, что покаяние дарует радость душе, ибо и на небесах бывает радость о едином грешнике кающемся. Покаяние влечет за собой не уныние и бессилие, напротив, вдыхает силы в душу, очистившуюся от греха. И разве это не радость – свобода от того, что тебя внутренне угнетало и мучило.

 

Дай Бог, чтобы каждый из нас нашел в себе силы восстать от своей греховной немощи, покаянно обратиться к Небесному Отцу и через это стать причастником подлинной духовной радости. Аминь.