Сведения об обр. орг

О Семинарии

Η ελληνική έκδοση

English version

Главная

Общие сведения

Преподаватели

Бакалавриат

Магистратура

Студенческая жизнь

Выпускники

Абитуриенту

Богословские курсы

Служба Милосердия

Труды преподавателей

Издания семинарии

Труды студентов

Помощь студентам

Фотоальбом

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Карта сайта

Календарь - Сегодня

Календарь

Поиск по сайту

Счётчик

Главная Труды преподавателей Иерей Валерий Духанин Смысл притчи о неразумном богаче
Смысл притчи о неразумном богаче PDF Печать E-mail
08.12.2015 00:00

 

Проповедь проректора Николо-Угрешской духовной семинарии священника Валерия Духанина на Литургии в Казанском храме Николо-Угрешского монастыря 6 декабря 2015 г. в неделю 27-ю по Пятидесятнице на чтение воскресного Евангелия (Лк. 12: 16 – 21).

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

В Евангелии мы слышим притчу о неразумном богаче. Получив необыкновенно большой урожай, он стал мечтать, как построит огромные житницы и будет беспечно жить долгие годы. Богач говорил самому себе: Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему, что в эту же ночь душа его будет взята у него. Кому же достанется то, что он заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12: 21), – говорит нам Евангелие.

Притча о неразумном богаче – это притча об иллюзиях, которыми мы живем. Все мы так устроены, что хотим заранее обеспечить себе как можно лучшее будущее, накопить побольше средств, заготовить на случай экономического кризиса финансовых и продуктовых запасов. Мы думаем, что для земного счастья надо побольше приобрести. Но неожиданно приходит беда, болезнь, потери и утраты, и вдруг оказывается, насколько наивны были наши стремления стать счастливыми за счет земных благ.

В жизни известного писателя Федора Михайловича Достоевского был достаточно трагичный случай – его приговорили к смертной казни за участие в революционной деятельности. Практически у эшафота нежданно-негаданно пришло помилование – смерть заменили десятью годами каторги, но само ожидание скорой казни оставило в душе писателя глубокий след.

В романе «Идиот» Достоевский описал свои переживания в виде размышлений главного героя перед казнью. Пять минут до смерти ему казались огромным богатством, бесконечным сроком. Ярко представилось: как же это так, теперь он есть и живет, а через несколько минут с ним будет уже нечто... Но самой ужасной была беспрерывная мысль: «Что если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, – какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!»

И вот, невероятное совершилось – пришло помилование. Постепенно острота переживаний спала с души, ушел страх смерти, и ценность жизни уже не ощущалась так ярко. Потекли обычные дни, и много-много минут опять зря пропало.

Обыкновенно мы смотрим на свою жизнь как на клубок ниток, который можно бесконечно разматывать, но в один момент нить закончится, и тогда вдруг со всей очевидностью окажется, что жизнь свою мы израсходовали в пустую. И как же было глупо тратить драгоценное время на греховные страсти и на тленные накопления.

Святитель Феофан Затворник как-то сказал: «Большинство людей подобны древесной стружке, свернутой кольцом вокруг собственной пустоты». Внутри пустота, а хочется радости, и человек, не имея счастья внутри, начинает искать его где-то вовне. Вся жизнь подобного человека превращается в бегство за миражами. Нам кажется, что, сделав удачную покупку, добившись выгодного места работы, высокой зарплаты, хорошего положения в обществе и т.д., мы наконец-то успокоимся, обретем что-то важное. Но едва добиваемся всего этого, как оказывается, что ничего в этом особенного нет, и нам опять чего-то не хватает, ощущается какая-то пустота. Мы стремимся к неуловимому благу, к полноте жизни, как к манящему горизонту, до которого никак не добраться. Потому что душа человека такова, что насытить ее сможет только Бог. Только бесконечный Бог сможет насытить бесконечные глубины нашего сердца.

Блаженный Августин однажды сказал: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе». И в общем-то поиск человеком счастья, радости и полноты жизни на самом деле является жаждой Бога. Чего бы человек ни достиг, если он без Бога, всего ему будет мало и он не будет спокоен. А если он с Богом, то и малым довольствуется. Именно общение с Богом дает душе тот долгожданный покой, которого ищет сердце каждого из нас.

Человек, гонящийся за земными благами, подобен дырявой бочке, в которую все время льют, а она никак не может наполниться. А человек, обретший Бога, подобен прочному сосуду, в котором хранится благовонное миро, от ценности мира становится ценным и сам сосуд. Святитель Феофан Затворник говорил: «Испытай сердце свое и найдешь, что ничто не может вполне удовлетворить и наполнить его, кроме Бога. Его и взыщи – всеми силами души своей. Если взыщешь так, обретешь». И да поможет в этом нам Сам Господь Своей благодатью. Аминь.

 

священник Валерий Духанин